Znak-ekb.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что сейчас вместо завода дженерал моторз в спб

Таинственный покупатель реанимирует завод GM в Санкт-Петербурге

Автозавод американского концерна General Motors в поселке Шушары Пушкинского района Санкт-Петербурга наконец-то нашёл покупателя. Предприятие, законсервированное летом 2015 года, скоро возобновит выпуск автомобилей. Но каких?

В марте 2015 года на волне экономического кризиса в России GM объявил об уходе с нашего рынка марки Opel и сокращении линейки Chevrolet до высокомаржинальных дорогих моделей. В том же месяце был остановлен завод в Шурарах (запущен в 2008-м), где производили массовые автомобили (в частности Opel Astra, Chevrolet Cruze, Chevrolet Captiva), рабочим выплатили выходное пособие за семь месяцев и распустили по домам, а летом предприятие законсервировали. С тех пор GM пытался куда-нибудь пристроить неиспользуемые мощности, причём после продажи марки Opel французской Groupe PSA в 2017 году «мёртвый» завод остался за американцами. В числе первых претендентов на покупку фигурировало белорусско-британское СП «Юнисон», с помощью которого в Шушарах планировалось наладить выпуск дорогих Chevrolet и Cadillac, затем к площадке примерялись узбекский «Узавтоcаноат» (тот самый, что продавал в РФ старые джи-эмовские модели под маркой Ravon) и немецкая BMW, но ни одна из перспективных сделок так и не состоялась.

В докризисные годы завод GM в Шушарах работал почти на полную мощность и снабжал российских дилеров недорогими Chevrolet Cruze и Opel Astra.

В октябре этого года стало известно о том, что «Юнисон» вновь проявляет интерес к простаивающей джи-эмовской площадке, а вчера ТАСС со ссылкой на вице-губернатора Санкт-Петербурга Сергея Мовчана сообщил, что на завод GM действительно нашёлся покупатель, что сделка будет закрыта до конца текущего года и что новый владелец намерен возобновить в Шушарах производство автомобилей. Имя покупателя, впрочем, не называется, известно лишь, что это некая российская, а не белорусская компания. Но по данным газеты «Коммерсантъ», за российской компанией всё же стоит «Юнисон» — новое юрлицо понадобилось, чтобы на бизнес не повлияла напряженность (имеющаяся и потенциальная) в российско-белорусских отношениях.

Официально о появлении в России нового автопроизводителя будет объявлено, видимо, уже после завершения сделки, то есть ближе к концу года. Как он будет называться и какие машины будет выпускать, пока можно только гадать, но в числе явных претендентов видятся легковушки и кроссоверы китайской фирмы Zotye, с которой у «Юнисона» уже налажены прочные взаимоотношения. Как стало известно из нашего недавнего интервью с заместителем генерального директора «Зоти Мотор Рус» Александром Гнездюком, в недалёком будущем Zotye планирует запустить в России сразу несколько новинок, и вполне возможно, что хотя бы часть из них пропишется в Шушарах. Завод GM изначально был рассчитан на выпуск 98 тысяч машин в год с возможностью повышения мощности до 230 тысяч в год. Ясно, что на первых парах «Юнисону» (если де-факто, конечно, покупателем является именно он) вряд ли удастся загрузить «китайцами» все имеющиеся в Шушарах мощности, так что площадку могут сделать мультибрендовой и наращивать производство за счёт моделей других автопроизводителей, причём не обязательно китайских, и тогда бывший завод GM станет конкурентом калининградскому «Автотору».

General Motors вышла из совместного предприятия с АвтоВАЗом

Американская компания General Motors (GM) выходит из совместного предприятия GM-АвтоВАЗ, выпускающего в Тольятти внедорожники Chevrolet Niva, сообщила в понедельник пресс-служба АвтоВАЗа и подтвердил представитель GM.

АвтоВАЗ выкупит у американского партнера 50% акций совместного предприятия, увеличив свою долю до 100%. «GM Россия» концентрируется на продвижении, продаже и обслуживании премиальной линейки брендов Cadillac и североамериканских Chevrolet. Сейчас компания значительно расширяет линейку премиальных кроссоверов Cadillac и также планирует обновление модельного ряда Chevrolet», — сообщила она.

Финансовые условия сделки стороны не раскрывают.

Выручка совместного предприятия GM-АвтоВАЗ в 2018 году выросла на 1%, до 17,043 млрд руб., чистая прибыль составила 359,45 млн против 4,17 млрд руб. убытка годом ранее, следует из данных СПАРК. Выручка самого АвтоВАЗа в 2018 году по МСФО выросла почти на 26%, до 283,13 млрд руб., чистая прибыль составила 5,86 млрд против убытка в 9,66 млрд руб. годом ранее.

Почему американцы выходят из последнего СП в России

«Я благодарен нашим партнерам из GM за более чем 18-летнее плодотворное сотрудничество», — заявил президент и генеральный директор АвтоВАЗа Ив Каракатзанис (его слова приводятся в сообщении компании). О стратегическом партнерстве при разработке внедорожника «ВАЗ-2123 Niva» АвтоВАЗ договорился с General Motors Corporation еще в 2000 году, СП было создано в 2001 году. Сделка была организована следующим образом: АвтоВАЗ в качестве вклада в совместное предприятие внес патенты, здания и оборудование в обмен на 41,6% капитала и управленческий контроль; вклад GM, которая получила такую же долю, — $100 млн. Третьим акционером предприятия был Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — он приобрел оставшиеся 16,8% в капитале за $40 млн и предоставил кредит еще на $90 млн. В 2012 году ЕБРР вышел из СП, продав свою долю АвтоВАЗу и GM, которые увеличили пакеты акций до 50% каждый. Сумма сделки не раскрывалась, но, по неофициальным данным, она составила $80 млн.

Мощности завода GM-АвтоВАЗа — 98 тыс. машин в год, предполагалось, что к 2015 году они вырастут до 120 тыс., а инвестиции в расширение составят около $200 млн. Но этого не произошло.

По итогам 2018 года завод был загружен менее чем на треть — было выпущено лишь 31,33 тыс. машин. Недозагрузка связана в том числе с тем, что с 2012 по 2016 год автомобильный рынок в России сократился в два с лишним раза — с 2,9 млн до 1,4 млн штук, а в последующие два года хоть и возобновился рост, но к прежнему уровню вернуться не удалось — по итогам 2018 года было продано лишь 1,8 млн т автомобилей.

Читать еще:  Опель астра j ограничения двигателя что это

Еще в 2015 году, после 20 лет присутствия на рынке, GM стала первым международным автоконцерном, покинувшим Россию. Компания закрыла завод в Санкт-Петербурге и прекратила продажи автомобилей Opel и Chevrolet (кроме премиальных моделей). После этого доля в СП с АвтоВАЗом оставалась единственным активом GM в России.

«Для GM российский рынок не стратегический, в свое время они остановили все проекты, кроме СП с АвтоВАЗом. При этом сейчас стоит вопрос об обновлении модельного ряда СП, что потребует инвестиций», — пояснил аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. Компания GM-АвтоВАЗ создавалась, когда АвтоВАЗ еще не был подконтролен альянсу Renault-Nissan, который конкурирует глобально с GM, напоминает он. В январе 2019 года компания Alliance Rostec Auto B.V., совместное предприятие альянса Renault-Nissan и госкорпорации «Ростех», довела свою долю в АвтоВАЗе до 100%, выкупив акции у миноритариев и проведя делистинг с Московской биржи. Сейчас французской Renault косвенно принадлежит 67,6% АвтоВАЗа.

Зачем АвтоВАЗ выкупает долю партнера

Завод в Тольятти, принадлежащий GM-АвтоВАЗ, сможет в течение некоторого времени продолжать выпуск и продажу автомобилей Niva под брендом Chevrolet, принадлежащим GM, говорится в сообщении АвтоВАЗа. По истечении этого неназванного срока внедорожники планируется перевести под бренд Lada. Речь идет о сроке до года, пояснил РБК источник, близкий к АвтоВАЗу.

«В рамках соглашения АвтоВАЗ получит второй классический внедорожник в линейке автомобилей. Предложение Niva органично дополнит легендарный [внедорожник Lada] 4×4 и поддержит дальнейшее развитие АвтоВАЗа», — заявил Ив Каракатзанис (его слова приводятся в сообщении).

Представитель АвтоВАЗа пояснил РБК, что включение в линейку компании завода Niva не вызовет «внутреннего каннибализма» классического внедорожника Lada 4×4, так как у этих автомобилей разные покупатели. Действующие контракты с поставщиками и дилерскими центрами Niva останутся неизменными в течение переходного периода.

В ноябре 2019 года было продано лишь 1950 Chevrolet Niva, что на 17,5% меньше, чем годом ранее. При этом АвтоВАЗ реализовал 2919 внедорожников Lada 4×4 (-5,7%), они входят в топ-25 самых продаваемых автомобилей, составляемый Ассоциацией европейского бизнеса. По итогам января—ноября 2019 года было продано 29,2 тыс. штук таких внедорожников, а Chevrolet Niva в этот рейтинг не попала.

Для АвтоВАЗа выкуп доли GM в совместном предприятии — это возвращение бренда Niva и развитие модельного ряда в сегменте внедорожников, отмечает Беспалов. АвтоВАЗу, несмотря на то что авторынок не до конца оправился от спада 2013–2016 годов и по итогам 2019 года снова может оказаться в минусе, удалось удержать лидерство и даже немного увеличить свою долю — до 21%.

«Исторически производственные процессы СП глубоко связаны с основной площадкой АвтоВАЗа в Тольятти, что является отличной отправной точкой для дальнейшего развития с целью повышения уровня удовлетворенности покупателей нашей знаменитой Niva», — отметил Каракатзанис.

Экономика или политика: почему уходит General Motors?

Автомобильный гигант закрывает завод в Петербурге. Вместе с ним с российского рынка уходят Opel и Chevrolet. В причинах и последствиях такого шага автоконцерна разбиралась Елена Болдышева.

Реклама

Юрий Зинчук, ведущий: «Мы продолжаем следить за ситуацией, связанной с уходом из России автоконцерна «Дженерал Моторс». Она очень показательна. Потому что по ней отчасти можно будет судить, насколько экономика России готова к тем вызовам, которые сейчас брошены нашей стране. Пройдем ее, значит, есть потенциал, и не так страшен черт, как его малюют некоторые эксперты и любители мрачных прогнозов. Для Петербурга эта ситуация особенная, потому что около тысячи наших петербуржцев попадают под это сокращение. Насколько велика угроза всплеска безработицы в Петербурге из-за ситуации на заводах «Дженерал Моторс»? Так вот по официальным данным, которые предоставил комитет по труду и занятости населения: количество безработных на сегодняшний день в городе около 12 тысяч человек. А количество вакансий на бирже труда сегодня исчисляется цифрой в 57 тысяч рабочих мест. То есть вакансий в пять раз больше, чем безработных. Это холодные цифры, характеризующие нынешнее положение дел на рынке труда. И мне кажется, что такого уровня специалисты, которые работали на конвейере «Дженерал Моторс», вряд ли будут не востребованы промышленным рынком города. Более того, другие заводы автомобильного кластера Петербурга – корейские и японские – уже заявили о том, что они готовы заполнить на рынке ту нишу, которая освобождается после ухода американцев. Елена Болдышева продолжит тему».

Протестный митинг рабочих «Дженерал Моторс» недовольных условиями увольнения. К памятнику Ильичу у Финляндского вокзала пришли чуть более двух десятков человек.

Максим Сапегов, рабочий завода General Motors: «Завод будет закрыт. Если ты сейчас не уволишься, то мы тебя уволим в любом случае».

Людям предложили выплатить компенсацию в размере семи окладов. Профсоюз настаивает на восемнадцати. Те, у кого есть ипотека — на официальном сокращении. Это поможет решить вопрос со страховкой по кредиту.

Глубину экономических проблем уже оценили дилеры автоконцерна. Для них известие об уходе GM из России стало громом среди ясного неба.

Дмитрий Лазовский, директор автосалона: «В прошлую среду, посетив сайт РБК, узнал, что «Опель» и «Шевроле» уходят из России. Для нас это было полной неожиданностью».

2008 год. Седьмое ноября. В символичный для города на Неве день открыли завод General Motors. Примерно тогда же заработали «Ниссан», «Хендай», «Тойота». Еще раньше во Всеволожске начали выпускать «Форд». В прошлом году с конвейеров петербургских заводов сошли 361 400 автомобилей.

Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга 2003-2011 гг.: «Петербургские «Опели» и «Шевроле» будут раскупаться, как горячие пирожки. Поэтому мы с нетерпением будем ждать и расширения производства».

Так и случилось. Несколько лет Россия была в тройке лидеров рейтинга спроса на машины. Но после резкого падения курса национальной валюты нас отбросили на пятое место. Сегодня хорошо продаются только машины премиум-класса. Например, автомобилей «Порше» с начала года купили в два с половиной раза больше, чем прошлом январе и феврале. Но большинство недорогих марок, четырнадцать из которых собирают в Петербурге, показывают отрицательную динамику.

Читать еще:  Какой ресурс вазовских двигателей 82 л с

Дмитрий Лазовский, директор автосалона: «Когда ставка поднялась с 14 процентов до 25 процентов, покупательская способность населения, к сожалению, не растет такими темпами, как ставки. И стоимость обслуживания кредитов стала довольно высокая».

Среди лидеров падения — продукция General Motors . Спрос на «Опель» снизился на восемьдесят процентов, «Шевроле» — на семьдесят. Эксперты связывают это с низкой локализацией производства. Слишком много деталей привозят из-за границы.

Яков Марков, профессор Международного банковского института: «Наиболее локализовано производство у «Хендай». И надо сказать, что они не собираются уходить. Напротив, они продвигают свои марки и вполне успешно продают машины, особенно эконом-класса».

Есть мнения, что решение General Motors закрыть завод в Петербурге политически ангажировано.

Яков Марков, профессор Международного банковского института: «Мы не можем себе представить, что там происходит на самом деле, но политические причины тоже возможны. Они связаны с отношениями Америки и России».

Дилеры «Опель» и «Шевроле» говорят, что продолжат обслуживать эти автомобили, но уже ведут переговоры с производителями других марок.

А пока завод спешно сворачивает производство, пытаясь избежать сокращения. Как говорят работники, ознакомиться с условиями ухода не дают. Но деньги выплачивают. По их словам, в ноябре по соглашению сторон уволили около пятисот человек. На днях стало известно, что на очереди еще 915 рабочих.

Алексей Этманов, председатель Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация»: «Часть людей готова бороться за сохранение рабочих мест. Кто-то лихорадочно подыскивает место».

В центрах занятости уверены, что специалисты автопроизводства без работы не останутся.

Юлия Горохова, директор центра занятости населения Санкт-Петербурга: «Это люди, которые очень мобильные, которые могут работать на любом конвейере. Я хочу сказать, что у нас есть производства, где выпускают не только автомобили, и такие люди действительно нужны».

Устроиться на автомобильный завод сейчас практически невозможно. Предприятия сокращают количество рабочих смен. Но пока, в отличие от американского гиганта, сворачивать производство не планируют. Для азиатских производителей кризис — время новых возможностей. Есть предположения, что «Хендай» собирается выходить на европейский рынок, где спрос на машины вырос на шесть процентов. На «Ниссане» уменьшили количество рабочих часов, но все же презентовали новую модель.

Елена Болдышева, корреспондент: «Перспектива прокатиться по кольцевой и вместо автозаводов увидеть пустыри петербуржцам не грозит. Так считают эксперты. Они говорят, что если одни предприятия будут закрываться, то другие, наоборот, начнут расширение. Ведь российский рынок остается привлекательным. По статистике, на тысячу человек приходится лишь 270 автомобилей. В Германии этот показатель выше в два раза. И аналитики прогнозируют, что спрос на машины останется. Измениться могут лишь названия машин, которые будут ездить по нашим дорогам».

Показательная порка

General Motors может закрыть свой завод в Петербурге

Американская компания General Motors может закрыть свой завод в Петербурге по политическим мотивам, в качестве показательной воспитательной меры в отношении России. Такую версию обнародовал «Интерфакс», ссылаясь на источники в автомобильной отрасли и органах власти города. При этом отмечается, что руководство компании не одобряет подобного шага, но подчинится распоряжению американских властей.

Поскольку в российском офисе General Motors от каких-либо комментариев на эту тему отказались, «Лента.ру» выясняла, насколько вероятно закрытие предприятия GM в Петербурге и какими потерями обернется для страны и для автогиганта.

Что имеем

В России американского автопроизводителя с 1992 года представляет компания General Motors Russia & CIS LLC. Завод GM Auto в Петербурге представляет собой основную производственную площадку американского автогиганта в России. Предприятие работает с 2008 года, его производственная мощность составляет по последним данным, официально предоставленным компанией, 98 тысяч автомобилей в год. Сейчас на заводе выпускают четыре модели: Chevrolet Captiva, Chevrolet Cruze, Opel Antara и Opel Astra.

Пресс-служба GM Auto не подтвердила «Интерфаксу» информацию о закрытии, отметив, что предприятие «работает, и будет работать» в обычном режиме. Правда, не совсем ясно, что имеется в виду под «обычным режимом», учитывая, что с 6 октября 2014 года предприятие перешло с двухсменного режима на работу в одну смену и заявило о сокращении штата на 500 человек. В этом году производство останавливалось восемь раз на срок от одного дня до одного месяца.

В то же время около месяца назад, 11 ноября 2014 года, было официально заявлено, что GM Auto запускает производство нового поколения флагманского внедорожника Cadillac Escalade и полноразмерного внедорожника премиум-класса Chevrolet Tahoe. Первые машины и той, и другой марки должны сойти с конвейера в начале 2015 года.

Немного позже General Motors объявила о намерении наладить в Петербурге сборку одной из самых успешных моделей Opel-Mokka, в количестве до 38 тысяч автомобилей в год. Но это планы только на 2016 год. С этим проектом связывают надежды повысить рентабельность российского предприятия компании.

Остается добавить, что дилерская сеть GM в России состоит из 158 центров, расположенных в 94 российских городах.

Повод для размышлений

Сейчас руководству GM Auto приходится пересматривать свои планы на следующий, 2015 год, озвученные в 2012 году: увеличить производственные мощности завода более чем в два раза – до 230 тысяч автомобилей в год к 2015 году. Также сообщалось, что количество рабочих мест на заводе увеличится с 2,5 тысяч до четырех тысяч.

Действительность не располагает к достижению заявленных результатов. Убытки нарастают: по итогам 2013 года чистый убыток компании утроился и составил 5,3 миллиарда рублей, сообщает «Коммерсант».

Читать еще:  Бинар 5d компакт замена датчика температуры ошибка h04

А в 2014 году снижение продаж Chevrolet и Opel в России стало одним из самых масштабных на рынке. Хотя эти модели считаются одними из самых популярных у россиян. Продажи автомобилей General Motors в России по итогам десяти месяцев 2014 года резко снизились по сравнению с аналогичными данными на 1 ноября 2013 года: Opel — на 22 процента, Chevrolet — на 30 процентов, Cadillac — на 16%.

Таким образом, для закрытия завода существуют не только политические предпосылки, но и причины экономического свойства.

Следует заметить, что у General Motors уже есть опыт сворачивания производства в России. В 2001 году было закрыто первое российское совместное предприятие компании — «ЕлАЗ-GM». Оно было создано в 1996 году в Татарстане, на территории свободной экономической зоны «Алабуга», на автомобильном заводе в Елабуге. Инвестиции составили 250 миллионов долларов.

Предприятие занималось отверточной сборкой сначала Chevrolet Blazer (кстати, получивших в Татарстане прозвище Шурале Блейзер), затем, в 1999 году была налажена крупноузловая сборка Opel Vectra. Бизнес в Татарстане свернули по той причине, что совместное предприятие не получило обещанных руководством региона налоговых льгот и поэтому не вышло на запланированный уровень крупного серийного производства в 50 тысяч машин.

К тому же, помимо GM Auto американская компания имеет возможность продолжать производство автомобилей в России на трех других площадках.

General Motors является совладельцем предприятия «Джи Эм-АвтоВАЗ» в Тольятти, где налажено производство внедорожников Chevrolet NIVA. Американцы владеют предприятием в равных долях с АвтоВАЗом, по 50 процентов каждый. В 2013 году было выпущено около 58 тысяч автомобилей Chevrolet NIVA.

В начале 2013 года на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде началось производство полного цикла Chevrolet Aveo (седан и хэтчбэк). Годовой объем выпуска составляет около 30 тысяч автомобилей, указано на сайте группы ГАЗ. Также семнадцать моделей GM собирают на заводе «Автотор» в Калининграде — Opel, Chevrolet и Cadillac.

Доводы против

Вероятность закрытия завода General Motors в Петербурге крайне мала, практически не существует, считают эксперты. Отказаться просто так будет стоить компании слишком дорого, в завод вложено более 300 миллионов долларов, так указано на сайте российского подразделения General Motors.

Очень сомнительно, что найдется покупатель на производственный комплекс, поскольку он предназначен для выпуска строго конкретных автомобилей, отмечает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт управляющей компании «Финам Менеджмент». По его словам, переоборудовать производство будет слишком дорого, проще построить новый завод. К тому же, все автопроизводители, которые хотели наладить выпуск автомобилей в России, уже сделали это, так что быстро и с прибылью продать завод вряд ли удастся, считает аналитик. «Если допустить невозможное и предположить, что General Motors будет уходить из России, то очевидно, что потери будут огромны», — комментирует Дмитрий Баранов.

Объем вложенных в Россию средств оценил Андрей Куц, начальник отдела отраслевого анализа «РИА Рейтинг». По его словам, общая сумма инвестиций в проекты General Motors составляет 1,2 миллиарда долларов. Еще в 200-300 миллионов долларов можно оценить инвестиции в дилерские центры, исходя из примерной цифры в 1-2 миллиона долларов на каждый. Итого около 1,5 миллиардов долларов вложенных средств, большую часть из которых вернуть вряд ли удастся, если политические соображения возобладают над экономическими.

Вдобавок замораживаются мощности по производству около 200 тысяч автомобилей, что составляет около двух процентов от общего объема производства корпорации. По стоимости это примерно три процента от годовой выручки General Motors, которая в 2013 году составила 155 миллиардов долларов, уточняет эксперт «РИА Рейтинг». Например, продажи GM в России по итогам 2013 года составили 260 тысяч автомобилей».

Еще один довод против закрытия петербургского завода состоит в том, что российский авторынок, несмотря на спад продаж, сохраняет свою привлекательность и в перспективе оценивается как растущий. По итогам октября 2014 года, Россия заняла второе место в Европе после Германии по объему продаж новых легковых автомобилей, который составил 198 тысяч единиц. Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат», уточняя, что тем самым Россия сместила на третье место Великобританию, которая по этому показателю была «серебряным» призером сентября 2014 года.

«Спрос на автомобили в России велик, рынку есть куда расти, а вернуться сюда будет непросто, — комментирует Дмитрий Баранов. — Сейчас отношения между США и Россией не настолько плохие, чтобы имело смысл принять такое решение. General Motors работала у нас и во времена СССР, когда отношения между странами были еще более сложными».

Наихудший вариант

Эксперты подсчитали, какие потери может понести Россия, если дойдет до ухода General Motors из России. «В первую очередь, это удар по репутации нашей страны, ухудшение инвестиционного климата, возможное увеличение оттока капитала, уход из страны других иностранных компаний, — указывает Дмитрий Баранов. — Во-вторых, это уменьшение производственного потенциала страны, так как на компанию работает множество российских производителей».

Ничего хорошего в этом случае не ждет и потребителя. Выбор сузится, конкуренция снизится, начнется передел авторынка и результатом, скорее всего, станет повышение цен на легковые автомобили.

«Количество персонала на трех российских автомобилестроительных площадках GM составляет около пяти тысяч человек, еще около тысячи планировалось задействовать на предприятии по производству кузовов, плюс около двух тысяч человек задействовано в дилерских центрах (из расчета 10-15 человек на один центр), — отмечает Андрей Куц.

Таким образом, в случае сворачивания бизнеса General Motors в России останется без работы 8 тысяч человек с суммарным фондом зарплаты примерно четыре миллиарда рублей в год, подводит итог эксперт «РИА Рейтинг». В том же списке падение объемов автомобилестроения примерно на 10 процентов и недобор налогов в бюджеты всех уровней.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector