Znak-ekb.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сравнение шипованной и нешипованной резины за рулем

NikZhu › Блог › ШИПОВАННЫЕ И НЕШИПОВАННЫЕ ЗИМНИЕ ШИНЫ

Преимущества шипованных моделей
Важнейшей положительной чертой, которой обладают шипованные колёса, является улучшение сцепных свойств при движении по плотному льду, утрамбованному слою снега, скользкой грязной дороге. Соответственно, существенно повышается также удобство управления автомобилем и снижается уровень риска попадания в дорожное происшествие. Проще говоря, машина даже при отсутствии должного уровня трения между резиной и поверхностью дороги не идёт юзом, а позволяет водителю принимать решения относительно изменения направления движения и воплощать их в реальность. Кроме того, повышается проходимость — сравнение шипованных и нешипованных шин показывает, что на сильно заснеженной дороге последние несколько уступают в области преодоления препятствий. При частом выезде за пределы крупного города, где очистка дорожного полотна далеко не всегда происходит своевременно, шипованные шины предоставляют транспортному средству огромное преимущество. Специалисты настоятельно рекомендуют применять их в северных широтах, где количество аварий зимой увеличивается в десятки раз именно благодаря ухудшению сцепления между дорогой и колёсами автомобиля. Также их советуют ставить на внедорожники, которые в холодное время совершают вылазки на пересечённую местность.

Недостатки шипованных моделей
Улучшенное сцепление с дорогой проявляет себя исключительно при снеге и льду на ней — в противном случае возникает совершенно противоположный эффект. Выступающие шипы существенно снижают площадь пятна контакта, ограничивая уровень сцепления на асфальтовой дороге — в особенности мокрой. Соответственно, продолжать ездить на шипованной резине после таяния снега и льда небезопасно, в то время как иные модели зимних шин позволяют продолжать езду до существенного повышения среднедневной температуры. Нельзя забывать, что у шипов нет стопроцентно жёсткой связи с резиной — при длительной интенсивной эксплуатации большая их часть теряется, лишая колёса их основных преимуществ.

Особенности шипованной зимней резины:
Стоит помнить, что основное отличие шипованной резины от нешипованной заключается в предназначении первой для движения по льду или иной скользкой плотной поверхности. Металлические шипы достаточно легко пробивают верхний слой материала, обладающего такими физическими свойствами, что позволяет создавать немалую силу трения, замедляющую автомобиль, но позволяющую водителю сохранить контроль над транспортным средством. Если шипы не могут пробить поверхность дороги — например, не закрытого снегом и льдом асфальта, они являются полностью бесполезными.

Преимущества нешипованных моделей
С каждым годом нешипованные модели, которые производители предпочитают именовать фрикционными, получают всё лучшие характеристики. В частности, большинство изготовителей применяет многослойную структуру таких колёс, которая позволяет обеспечивать одинаково точное соответствие следующим дорожным условиям: Покрытой снегом дороге; Сильному гололёду; Мокрому асфальту после таяния снега; Сухому асфальту при относительно невысокой температуре окружающего воздуха.
Сравнение шипованной и нешипованной резины в крупных городах показывает, что к условиям современных мегаполисов гораздо больше приспособлена вторая категория колёс. Во многих применяется направленный протектор, который лучше справляется со своевременным отведением воды, снега, ледяной крошки, благодаря чему устраняется эффект аквапланирования — потери управления при проезде участка, заполненного водой либо мокрым снегом. Конечно же, необходимо отметить отсутствие в этом случае типичных недостатков шипованных шин — быстрого износа покрытия дороги и потери конструктивных элементов.

Недостатки нешипованных моделей
Если вы собираетесь часто выезжать зимой загород либо отправляться на своём внедорожнике за пределы транспортных путей с асфальтовым покрытием, не стоит раздумывать, использовать шипованные или нешипованные шины. Последние обеспечат вам очень слабый уровень удобства управления и безопасности. Если же дело происходит в отдалённом регионе, в особенности — северном, перед наступлением зимы можно подумать о приобретении специальных цепей для улучшения сцепных свойств колёс, но никак не резины, лишённой шипов. Даже в городе нешипованные шины иногда пасуют перед дорожными условиями — например, при скоплении во дворах огромного количества льда, что является характерным для мегаполисов нашей страны. С ними вы не сможете преодолевать наиболее тяжёлые подъёмы и будете вынуждены избегать крутых спусков во избежание попадания в аварию, вызванную потерей контроля над машиной. Конечно, наиболее дорогие модели обычно лишены таких недостатков, но их приобретение заставит вас потратить сумму, сопоставимую с 10–15% стоимости транспортного средства среднего класса.

Особенности фрикционной зимней резины:
— Первые 200–500 километров пробега с использованием этих шин являются стадией обкатки, что требуется для формирования направления ламелей. В это время их свойства, характерные технологии и зимним покрышкам в целом, работают не полностью;
— При использовании такого комплекта крайне не рекомендуются резкие ускорения и торможения — положение ламелей резко изменяется, создавая риск потерять контроль. Это правило актуально как во время обкатки, так и после;
— Каждое последующее «переобувание» должно соблюдать изначальное направления хода.

Сравнение фрикционных и шипованных шин для зимних дорог
Нешипованные зимние шины являются аналогом шипованных, в качестве средства сцепления используя ламели. При езде резина с надрезами смещается в сторону, противоположную движению, что обеспечивает неоднородность покрытия такой шины. Их преимущества перед классическими зимними:
— Выемки в массиве каучука обеспечивают большую мягкость при естественной деформации в пути, что не позволяет таким комплектам затвердевать от низких температур;
— Другое ощутимое преимущество мягкости заключается в почти полном отсутствии шума при езде;
— Такие шины лучше распределяют воду — она попадает в ламели, позволяя «прилипать» к дорожному покрытию. Далее, влага отводится, что исключает скольжение. Именно за это свойство технология получила название «липучки»;
— Каналы отвода жидкости также способствуют самоочищению покрышек;
— Осенью их можно «обувать» раньше шипованных — в условиях переменчивой погоды они являются универсальными, увеличивая уверенность на дороге как в дождь, так и снег с морозами.

Читать еще:  Ресивер лада спорт 16v

Могут ли фрикционные шины на льду тормозить лучше шипованных и если да, то при каких условиях
Инженеры Continental и Michelin, например, утверждают, что температура «равнодействия» шипованных и нешипованных покрышек — 15оС мороза. Если теплее, на льду более эффективны шипы, холоднее — липучки. При этом очень важны состояние льда и… погода. Шершавый лед помогает липучкам, которые цепляются за микронеровности, а на глянцевой поверхности более успешно справятся с задачей шипы — это очевидно и не требует пояснений. Но яркое солнце даже в мороз может чуть-чуть подтопить лед и сделать его более скользким, в первую очередь для липучек. Поэтому на ярком солнце и чистом льду шиповки могут оказаться лучше даже при —20-25оС.
«точка равновесия» шипованных и фрикционных шин размазана в интервале 10–15оС мороза
При морозе около 20оС фрикционные выигрывают у шипованных почти 20% тормозного пути! Полученные результаты позволили сделать вывод: чем ниже температура, тем больше разница в пользу фрикционных. Объяснение простое: как уже отмечалось, с понижением температуры усилие, требуемое для прокола льда шипом, растет. Кроме того, холодный лед более шершавый, а фрикционным это на руку.
Потепление до —5оС дает противоположный эффект: отыгрывать тормозной путь начинают шипы. Причем с огромным, чуть ли не в 90%, преимуществом! Вода, появляющаяся между льдом и шиной, работает как смазка, и фрикционные скользят. В то же время размягченный лед позволяет запустить когти поглубже, а значит, шиповки тормозят более эффективно.
Чем ближе к нулю, тем больше воды в пятне контакта. Она мешает уже и шипованным — шипы плохо держатся в размягченном льду, рвут его и теряют эффективность. Но не столь угрожающе, как фрикционные. Получается, что шипованные шины более универсальны на скользких покрытиях.
Нелишним будет предостережение: на гладком льду, особенно в солнечный день, и те и другие шины тормозят хуже даже при более низкой температуре.

Многочисленные тесты не раз доказывали, что на льду при околонулевой температуре фрикционные шины серьезно проигрывают шипованным, но стоит столбику термометра опуститься градусов на десять, как нешипованные шины тут же начинают отыгрываться! И всё дело в том, что на относительно «теплом льду» образование воды в пятне контакта происходит гораздо быстрее, чем при сильном морозе, что сильно снижает коэффициент сцепления.

За Рулем: фрикционные шины против шипованных при разных температурах

Многие автолюбители уже давно заметили, что фрикционные шины на льду в определенных условиях оказываются лучше шипованных шин.

Именно поэтому эксперты автомобильного журнала «За Рулем» решили сравнить липучки с шиповками в различных температурных условиях.

Перед проведением данного исследования эксперты ЗаРулем поинтересовались мнением специалистов разных компаний, но получали довольно осторожные ответы. Инженеры Continental и Michelin, например, утверждают, что температура «равнодействия» шипованных и нешипованных покрышек равна -15°С. Если теплее, на льду более эффективны шипы, холоднее — липучки. При этом очень важны состояние льда и. погода. Шершавый лед помогает липучкам, которые цепляются за микронеровности, а на глянцевой поверхности более успешно справятся с задачей шипы — это очевидно и не требует пояснений. Но яркое солнце даже в мороз может чуть-чуть подтопить лед и сделать его более скользким, в первую очередь для липучек. Поэтому на ярком солнце и чистом льду шиповки могут оказаться лучше даже при -20-25°С.

Испытания проходили в феврале-марте 2008 года. В них участвовали шиповки 195/65R15 и липучки чуть большей размерности — 205/55R16. Небольшое различие на главную задачу не влияет.

В группу «когтистых» были включены Michelin X-Ice North, известный высокой стабильностью выступания шипов, и Continental ContiWinterViking 2 — у него шипы более широкие. Оппонентов им подобрали из новинок, в первую очередь обещающих не бояться воды на льду. Это Nokian Hakkapeliitta R, Michelin X-Ice 2 и Bridgestone Blizzak WS-60.

Тестовым автомобилем был выбран Skoda Octavia. В ходе испытаний ему предстояло тормозить со скорости 50 до 5 км/ч, чтобы исключить погрешности в работе ABS (кратковременное блокирование колес) на небольшой скорости.

Чтобы на состояние льда влияла только температура воздуха, замеры проводили в пасмурную погоду или после захода солнца, способного быстро подтопить лед.

Оказалось, что «точка равновесия» шиповок и липучек размазана в интервале температур от -13 до -15°С, посему эти результаты и были взяты за базовые.

При температуре около -20°С липучки выигрывают у шиповок почти 20% тормозного пути. Полученные результаты позволили сделать вывод: чем ниже температура, тем больше разница в пользу липучек. Объяснение простое: с понижением температуры усилие, требуемое для прокола льда шипом, растет. Кроме того, холодный лед более шершавый, а липучкам это на руку.

Потепление до -5°С мороза дает противоположный эффект: отыгрывать тормозной путь начинают шипы. Причем с огромным, чуть ли не в 90%, преимуществом. Вода, появляющаяся между льдом и шиной, работает как смазка, и липучки скользят. В то же время размягченный лед позволяет запустить когти поглубже, а значит, шиповки тормозят более эффективно.

Чем ближе к нулю, тем больше воды в пятне контакта. Она мешает уже и шиповкам — шипы плохо держатся в размягченном льду, рвут его и теряют эффективность. Но не столь угрожающе, как липучки. Получается, что шипованные шины более универсальны на скользких покрытиях.

Нелишним будет предостережение: на гладком льду, особенно в солнечный день, и те и другие шины тормозят хуже даже при более низкой температуре.

Лучшие тормозные свойства у нешипованного Michelin 30.3 м. Средний тормозной путь липучек – 31.3 м. В шипах Continental тормозит лучше Michelin на 5.5 м. При таком морозе преимущество еще на стороне более широких «бриллиантовых» шипов. С перевесом в 6.1 м, или 19.5%, побеждают липучки.

Читать еще:  Почему срезало зубья на ремне грм

Лучшей оказалась шипованная Continental, худшей. шипованный Michelin. Разница между ними составила 6.7 м. Липучки, которым понадобилось 33.2-35.2 м, расположились посередке. Среднее значение у шиповок – 34.4 м, у липучек – 34.7 м. Разница менее 1%. В этих условиях липучки и шиповки тормозят практически одинаково.

Шиповки еще уменьшают тормозной путь: Michelin на 5.8 м, Continental на 4.5 м. Средний показатель равен 29.2 м. А вот липучки терпят фиаско: их результаты – 52.1-56.5 Michelin сравнялся с Bridgestone, а впереди Nokian. Средний тормозной путь на нешипованной резине – 54.9 м. В таких условиях шиповки эффективнее почти в два раза.

В таких условиях спасовали и шиповки, увеличившие тормозной путь в среднем еще на 3.9 м. Даже Continental со своими «брюликами» отдает 3,2 м. Липучки же окончательно провалились. Nokian тормозит с результатом 77.1 м, Michelin и Bridgestone переваливают за отметку 80 м. Среднее значение – 82.3 м. При такой температуре липучки на льду безоговорочно, почти в два с половиной раза проигрывают шиповкам.

Тормозной путь автомобиля с 50 до 5 км/ч при разной температуре льда, в метрах

Графики зависимости тормозного пути от температуры

Рекомендации экспертов ЗаРулем:

Выбирая шины, учитывайте климат вашего региона: суровые снежные зимы, промороженные дороги — предпочтительнее нешипованные колеса; мягкие зимы, частые оттепели, сменяющиеся гололедом, — лучше шипы.

пт, 09.01.2009 — 14:17

Комментарии к новости: За Рулем: фрикционные шины против шипованных при разных температурах

На Камчатке плюсовой лед называется мылом ..полностью согласен с утверждением За Рулем .В этом году шипы гудят, все покрыто льдом ..темпер 0..-2 .С трехдневными морозами до минус 11 .Липучка просто едет боком ..разве что последние модели Бриджа Данлопа Аутобакса вселяют небольшую уверенность ..в отсутствие бокового сноса на ледяном уклоне .Тот же Гарит 2 от Тоио ..вроде тормозит по прямой ..но стоит поехать ..по наклону даже на АWD задн ось сваливается . Главн не жать на тормоз следует момент разворот .Помогает блокировка межосевого диф -ла ..автоматич или принудит ,но она есть не у всех .

пт, 04.12.2009 — 00:16

надо же, похожие на правду тесты в ЗР, за точность цифр не скажу, да и размер шипа не учтен и их количество, но в целом картинка правильная. И странно, что VNF тут не отметился, интересуют и его расклады.

www.wheel1000size.ru

пт, 04.12.2009 — 15:52

надо же, похожие на правду тесты в ЗР, за точность цифр не скажу, да и размер шипа не учтен и их количество, но в целом картинка правильная. И странно, что VNF тут не отметился, интересуют и его расклады.

Ув. Топор!
Сильно не переживайте. 🙂
Скоро отмечусь.
Уже выполнены необходимые расчеты и материал на эту тему практически готов!
Осталось только отредактировать.

пт, 04.12.2009 — 16:22

И еще. одно дополнение.
Кстати говоря, этим материалам ЗР уже почти 11 месяцев и они уже неоднократно обсуждались в известной теме о тестах, в том числе, с участием автора С. Мишина!

пт, 04.12.2009 — 21:39

надо же, похожие на правду тесты в ЗР, за точность цифр не скажу, да и размер шипа не учтен и их количество, но в целом картинка правильная. И странно, что VNF тут не отметился, интересуют и его расклады.

В этом тесте журнала «За рулем» мною была выявлена ошибка в данных по скоростному диапазону торможения зимних шин на льду:
См. Re: Осторожно: тесты шин! Об их объективности и не только. « Ответ #40 : 29 Января 2009, 04:31:44 »
(http://colesa.ru/forum/6182).

Цитирую ответ С.Мишина на мой запрос:

…»Уважаемый k160!
Приятно общаться с человеком, очень внимательно изучающим результаты наших тестов. Спасибо за подсказку!
В материале КАЗУС ГРАДУСА по моей вине допущена опечатка. В этом тесте мы проводили торможение с 40 до 5 км/ч.
Обычно мы тормозим с 50 км/ч, снижая скорость начала торможения в том случае, если тормозные пути велики. Так было и на этот раз.
При оформлении материала все внимание было сфокусировано на полученных результатах, а необходимость замены «50» на «40» в тексте выпала из поля зрения.
Обращаю Ваше внимание на то, что все замеры данного теста были сделаны в одинаковых режимах, и потому отмеченная Вами опечатка на достоверность полученных результатов и выводов не влияет»…

Предполагаю, не нужно объяснять, что длина тормозного пути на «гладком» льду автомобиля, оснащенного зимними шинами, очень существенно зависит от скоростного диапазона торможения: в некотором температурном диапазоне разница в тормозном пути может достигать для фрикционных шин нескольких десятков метров, в случае сравнения торможения, например, в скоростных интервалах V=50-0км/час и V=40-5км/час!

«Липучки» против шипов: какие зимние шины выбрать 2018

Не ждите банальных выводов и заключений. Свежие шинные тесты принесли настолько неожиданные итоги, что схватка поклонников разных типов резины выйдет на новый уровень!

Миф первый: «шиповки» проигрывают «липучкам» на асфальте

Давайте посмотрим, что скажут шинные тесты автомобильных изданий: в частности, российской газеты «Авторевю». И здесь поджидает первое открытие. В той дисциплине, которую принято считать слабым местом «шиповок», — «торможении на мокром асфальте со скорости 80 км/ч» — шипованные шины выступили очень сильно!

Смотрите: у фрикционных покрышек разброс результатов от 30,9 до 37,1 м, а результаты «зубастых колёс» — от 29,8 до 33,6 м. То есть на мокром асфальте современная шипованная резина уверенно обходит нешипованную!

Читать еще:  Силиконовые патрубки ваз 2110 8 клапанов

Хотя на сухом асфальте фрикционные покрышки, конечно, выиграли. Но разгрома не случилось! При торможении со скорости 80 км/ч «фрикционки» уехали на 28,1-31,4 метра, а «шиповки» — на 30,2-32,2. То есть разница между «худшим» и «лучшим» не слишком большая. Значит, в городе современные «шиповки» ведут себя не хуже «липучек».

Почему так? Принято считать, что шипованная покрышка опирается шипами, а не протектором — грубо говоря, скользит «когтями» по асфальту. В действительности же резина проектируется, чтобы верхняя часть металлического «зацепа» при движении по твёрдому покрытию утапливалась внутрь протектора под массой автомобиля!

То есть пятно контакта и у «шиповок», и у «липучек» примерно одинаково. Кроме того, резина протектора «зубастых» моделей более твёрдая — для хорошего крепления шипов, а сами покрышки сделаны более жёсткими. Именно поэтому многие шипованные модели на асфальте легко обошли фрикционных собратьев из мягкой резины.

Миф второй: фрикционные шины не подходят для снега и льда

На снегу резина без шипов оказалась крайне успешной. Время разгона до 50 км/ч — в узком диапазоне от 4,5 до 4,8 с, а у «шиповок» — от 4,5 до 5,2. Разница, согласитесь, ничтожная. При прохождении извилистой трассы «беззубые» покрышки немного, но опередили «зубастых» конкурентов: результат нешипованных — 73,3-78,0 с, шипованных — 73,0-82,5.

На льду ситуация не столь простая. Крутые «шиповки» вне конкуренции! Чтобы остановиться со скорости 20 км/ч, большинству «зубастых» моделей требуется от 7,0 до 8,2 м. В нешипованной категории разброс — от 8,2 до 9,2 м. Однако недорогие шипованные покрышки останавливаются за 8,7-10,5 м. То есть даже проигрывают фрикционным.

Другое показательное упражнение — заезды по ледяным трассам. Чем меньше время на её преодоление, тем большую скорость позволяет развивать покрышка при прохождении поворотов, и, разумеется, тем безопаснее будет вождение. Ледяное кольцо шипованные покрышки проезжают за 90,0-114,0 с, а нешипованные — за 98,2-105,2 с.

Почему так? Из этой череды цифр, сделаем довольно неожиданный для многих вывод. Шинники настолько лихо взялись за совершенствование «фрикционок», что самые продвинутые модели по итогам «чисто зимних» упражнений сейчас легко обходят шипованных середняков! (Правда, стоят крутые «липучки» очень прилично. )

Раньше эксперты говорили так: «Если есть шанс хоть однажды встретить голый лёд — покупайте шипованную резину». Но ситуация, как видим, изменилась кардинально, поэтому цокать шипами на протяжении нескольких зимних месяцев, опасаясь, что однажды на пути повстречается гололедица, больше не обязательно.

Миф третий: в экстремальные морозы «шиповки» не работают

Еще лет 5 назад эксперты бы только кивнули: да, не работают. В суровый мороз, когда столбик термометра опускается за отметку «-20ºС», с шипованными шинами прежних поколений происходили очень неприятные метаморфозы: «зацепы» под давлением сильно затвердевшего льда утапливались настолько глубоко, что оставляли машину без шипов.

Вдобавок жёсткая резина протектора становилась «дубовой», отчего также ухудшалось сцепление. В итоге, при «большом минусе» мягкие нешипованные покрышки зачастую обеспечивали более надёжное вождение. И здесь ситуация тоже изменилась: хорошие «зубастые» шины теперь не теряют своих качеств при экстремальном «минусе»!

Почему так? В состав резины стали активно добавлять пластификаторы, которые позволяют шине сохранять эластичность на сильном морозе. И вообще, «шинная химия» здорово продвинулась вперёд: огромные штаты учёных придирчиво изучают, какие добавки (например, рапсовое или апельсиновое масла) противодействуют «дубению» на морозе.

Ещё одна свежая уловка — многослойный протектор. Нижний слой делается из плотной резины, которая надежно удерживает нижний фланец шипа, а состав резины и форма блоков верхнего затачиваются под сцепные свойства шины. При этом термоактивный состав нижнего слоя даже позволяет «выдвигать» шип при резком похолодании!

Миф четвёртый: «липучку» можно надевать раньше Долгое время считалось, что шипованную резину нужно ставить как можно позже, иначе от езды по асфальту резина растеряет «когти». И действительно. В прошлом потеря шипов была не просто распространённой проблемой, а настоящим бедствием: уже после одного-двух сезонов даже недешёвая резина могла «облысеть».

Однако технологии не стоят на месте и в посадочных колодцах современных покрышек шипы сидят весьма прочно. Увеличение нижнего фланца, оптимизация посадочного места, исключительно заводская ошиповка, а иногда и использование специального «клея» — всё это сделано, чтобы жалоб на выпадание было как можно меньше.

Почему так? Самое важное, что заводы больше не доверяют процедуру ошиповки своим оптовым продавцам, поэтому качество только растёт. А если проблема вылетающих шипов продолжает преследовать именно вас, задумайтесь над манерой вождения. Не слишком ли много резких стартов на сухом асфальте?

Поэтому ни с «шиповками», ни с «липучками» откладывать посещение шиномонтажа нельзя: переобуваться надо, как только среднесуточная температура понизится до +7ºС (пускай даже потом случится потепление).

В итоге, что выбрать — шипованные или фрикционные шины?

«Фрикционная — для мегаполиса, шипованная — для деревни». Этот примитивный способ подбора резины перестал быть актуальным: «шиповки» больше не боятся асфальта, а «липучки» вполне уверенно чувствуют себя даже на льду. Хотя, конечно, шина шине рознь — к сожалению, чем дешевле покрышка, тем меньше уверенности она подарит водителю.

Впрочем, совсем не учитывать «территорию обитания» тоже нельзя. Если вы никогда не выезжаете за пределы крупных городов, просматривая шинные тесты, обращайте внимание на «асфальтовые показатели». А если большая часть вашего зимнего пробега приходится на заснеженные и обледенелые дороги — на сугубо зимние свойства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector