Znak-ekb.ru

Автомобильный журнал
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Схема стабилизатора напряжения для генератора 43 3701

ГЕНЕРАТОРЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ДЛЯ МОТОЦИКЛОВ

Устройство генератора переменного тока для мотоциклов. Все генераторы разработаны для бесконтактных электронных систем зажигания (БЭСЗ). Наверное, мало кто знает, что Советский Союз применил БЭСЗ на мототехнике одним из первых в Европе. Япония же пришла к этому еще позже — там др начала 80-х даже для многоцилиндровых мотоциклетных двигателей использовались классические контактные системы. У нас же первой моделью с БЭСЗ стал мотороллер «Вятка-Электрон», выпускавшимися с 1973 по 1979 год.

Было бы неверным утверждать, что «переменники» отечественного производства лучше зарубежных, однако по некоторым параметрам говорить о превосходстве можно. Так, пусковые обороты (то есть те, при которых генератор способен отдавать напряжение, достаточное для работы системы зажигания) наших «переменников» составляют 400 об/мин, а зарубежных — 600. 700 об/мин. В результате отечественные моторы легко запускаются от «кика», а «их» иногда надо раскручивать электростартером.

Рассмотрим конструкцию генератора переменного тока Г-427, хорошо знакомого владельцам «Минское» и «Восходов»: на фото слева его ротор, справа — статор, Ротор отлит из магниевого сплава и представляет собой восьмилучевую звезду. Лучи оканчиваются стальными полюсными наконечниками — на фото они обведены черными линиями. После сборки «звездочка» заливается алюминиевым сплавом и полученной отливке придается цилиндрическая форма. В ее центре формируется посадочный конус для установки на цапфу коленвала.

После механической обработки ротор намагничивают в специальном индукторе. Намагничивание производится пропусканием тока большой величины через обмотку индуктора. При этом необходимо создать магнитное поле, раз в 5 превышающее ‘остаточное поле ротора. Поэтому ток в индукторе создается мощной батареей конденсаторов, и в домашних условиях подмагнитить ротор практически невозможно.

На одной оси с ротором генератора на латунной втулке установлен ротор датчика системы зажигания. Он представляет собой кольцевой магнит с двумя расположенными рядом полюсами, так называемыми «клювами». Поскольку «клювы» (на фото они не видны) расположены рядом, за один оборот ротора в обмотке датчика наводится только один импульс ЭДС. Поэтому за один оборот коленвала формируется только одна искра, что и нужно для одноцилиндрового двухтактного двигателя. Для улучшения формы импульса, а также для упрощения настройки всей системы между полюсами фрезеруется паз. Взаимное положение обоих роторов строго определяется при сборке.

Посадить их на цапфу можно тоже только в одном положении. Таким образом, гарантируется подача импульса в строго определенный момент времени. Ротор в сборе балансируется зачеканиеанием грузиков в глухие отверстия в торцах ротора. На коленвалу ротор фиксируется шпонкой и болтом, однако основную нагрузку несет коническая посадка. Поэтому при монтаже надо обязательно убедиться в том, что ротор «садится» плотно, без люфта. Статор представляет собой пакет из пластин электротехнической стали. Он имеет восемь зубцов, которые являются как бы продолжением лучей звезды ротора. На каждый зубец надета обмотка.

Для питания системы зажигания предназначены две последовательно включенные обмотки (на фото 2—черные, в верхней части статора). С катушек снимается напряжение порядка 400 В, поэтому если возникнет необходимость перемотать их, воспользуйтесь проводом в двойной лаковой изоляции (например, ПЭВ-2). Другие обмотки предназначены для питания прочих потребителей. Три задействованы на освещение, две — на указатели поворотов, и одна — на стоп-сигнал. Такая разветвленная схема — плата за простоту и дешевизну конструкции.

Если бы все потребители (кроме зажигания) питались от одной цепи, то включение и выключение любого из них вызывало бы сильные «броски» напряжения во всей системе.- Поэтому, например, при переключении света фары с дальнего на ближний могла перегореть лампа заднего фонаря или фары. Кстати, так часто и происходило на мотоциклах «Ковро-вец-175А» М-1М и М-103 с генератором переменного тока Г-38, имевшим общую цепь питания системы освещения и сигнализации. Обмотки зажигания намотаны на каркасах, все остальные — непосредственно на зубцах статора. Последние предварительно изолируются электрокартоном толщиной 0,25—0,3 мм.

Намотка катушек в ряд, виток к витку, слой за слоем. Если мотать «внавал», то обмотки не «влезут» в пазы статора. Кроме того, все они должны иметь одно и то же направление намотки. Готовые катушки пропитываются электротехническим лаком, обматываются хлопчатобумажными нитками, а на торцах— еще и тканевыми полосками. Это необходимо для того, чтобы лепестки крепления катушек не стали причиной замыкания обмоток на «массу». Между собой обмотки соединяются скруткой с последующей пропайкой.

Плохое соединение вызовет нагрев провода и как следствие — обгорание изоляции и замыкание. Чтобы ЭДС, наводимые, а катушках, складывались, соединять последние надо по принципу: «начало» с «началом», «конец» с «концом». Статор датчика набран из Ш-образных пластин, обмотка выполнена на каркасе, который, в свою очередь, надет на средний выступ набора пластин. К крышке генератора статор крепится двумя винтами. Отверстия для крепления имеют продолговатую форму, что необходимо для регулировки зазора между ротором и датчиком. Чем меньше зазор, тем больше ЭДС датчика, тем мощнее импульс, тем меньше пусковые обороты.

Крышка генератора переменного тока выштампована из листовой стали и служит не столько для защиты катушек от грязи и механических повреждений, сколько для размещения выводных клемм и крепления датчика. Генератор Г-427 имеет параметрическое регулирование напряжения (ПРИ). Это значит, что параметры обмоток подбираются исходя из номинальной, заранее определенной мощности потребителей, включенных в цепь.

Читать еще:  Ролик грм гранта 8 клапанная цена

Поэтому установка не рекомендованных инструкцией ламп ведет к нарушению ПРН, и лампы будут либо гореть с «недокалом», либо перегорать от «перекала» даже на средних оборотах коленвала. На смену «427-му» пришел генератор, получивший обозначение 43.3701. Он по конструкции, габаритным и установочным размерам полностью аналогичен предшественнику. Но по электрическим характеристикам значительно отличается от него. Во-первых, он 12-вольтрвый.

Во-вторых, вместо трех раздельных цепей питания осветительных и сигнальных приборов сделана одна общая. Но этот генератор переменного тока не страдает болезнью уже. упоминавшегося Г-38: благодаря наличию электронного стабилизатора напряжение в сети не «прыгает», а плавно регулируется. Обмотки питания, зажигания и датчика генераторов 43.3701 и Г-427 одинаковые.

А вот цепь питания прочих потребителей на 43.3701 состоит из шести обмоток, соединенных смешано: по три обмотки— последовательно, и две такие цепочки — параллельно. «Мопедный» генератор 26.3701 представляет собой уменьшенную копию 43.3701 и вырабатывает напряжение 6В. С 1992 года мотоциклы Ковровского завода оснащаются генераторами 80.3701. Это — дальнейшее развитие «427-го»

. Главная особенность конструкции — отсутствие самостоятельного узла датчика. Его роль выполняют две небольшие катушки, намотанные на одном из зубцов статора. Последний посередине рассечен пополам — чтобы можно было разместить две обмотки. Они соединены, тек, что при прохождении мимо них «обычных» магнитов ротора наводимые ЭДС взаимно уничтожаются.

Но когда проходят два соседних паза специальной формы, в обмотках формируется импульс тока, «запускающий» систему зажигания. «Восьмидесятый» генератор мощнее «сорок третьего» почти в полтора раза. Это достигнуто за счет применения не звездообразного магнита ротора, а кольцевого, с более высокими энергетическими характеристиками- Схемы соединения обмоток генераторов показаны на рисунке, а обмоточные данные — в таблице.

(Автор: Н. ВИХОРЕВ, г. Москва инженер. источник журнал Мото )

Обмоточные данные генераторов

Рис. 1. Крепление обмоток: 1 — статор; 2 — обмотка; 3 — лента из х/б ткани; 4 — лепесток.

Рис. 2. Схемы соединения обмоток генераторов. Обозначение выводных клемм: «3» — зажигание; «О» — освещение; «У» — указатели поворотов; «Т» — стоп-сигнал; «Д» и «Д1» — датчик; «М» — «масса».

Фото 1. Генераторы Г-417, 80.3701 и 26.3701 (слева направо).

Схема стабилизатора напряжения для генератора 43 3701

ПЕРЕДЕЛКА ГЕНЕРАТОРА Г-427 НА 12-ВОЛЬТОВЫЙ.

Унификация многих моделей по креплению статора на картере двигателя и посадке ротора на цапфе позволяет на старые модели устанавливать 12-вольтовые источники тока, мощностью 65 или 90 Вт. Если же есть лишний старый 6-вольтовый, то можно и самому собрать один 12-вольтовый генератор мощностью 65 Вт.

Прежде всего, разберемся с устройством генератора Г-427. В старте­ре 6-вольтового генератора расположены 8 катушек. Две из них, на­мотанные на пластмассовые каркасы, питают систему зажигания связаны с остальными лишь «массой». Остальные — «световые». Три соединенные последовательно, «работают» на фару, две — на указате­ли поворотов и последняя — на задний фонарь. Суть модернизации — замена трех последних из вышеперечисленных катушек на три катушки, питающих фару, от такого же генератора. Сначала открутите все гайки и винты, которые крепят провода и датчик на передней панели генератора. Чтобы не перепутать, провода пометьте их изолентой или цветными нитками. Буквы маркировки на панели означают: Д — датчик; 3 — зажигание; О — освещение; У -указатели поворотов; Т — задний фонарь. Снимая датчик, не изгибайте лишний раз его провода. Снимите с изолированных контактных винтов наконечники остальных проводов. Отверткой с тонким жалом отогните стальные ушки фигурной шай­бы, удерживающие катушки на корпусе статора. Начинать работу лучше с тыльной стороны генератора, поскольку отгибать ушки с ли­цевой стороны сложнее. Соблюдайте осторожность: нельзя допустить повреждение изоляции и самих проводов катушек. Снимите стальную пластину, закрывающую катушки зажигания. Ни в коем случае нельзя упираться отверткой в пластмассовые каркасы катушек — они весьма хрупкие, а провод настолько тонкий, что может легко порваться при неосторожном прикосновении инструмента. Чтобы не повредить при дальнейшей работе провода, протолкните их внутрь статора через резиновые втулки. Одну за другой снимите катушки с магнитопровода. Оставьте их на время внутри корпуса статора. Когда все катушки сняты, их можно извлечь из статора все вместе.

Обратите внимание на состояние картонной изоляции на внутренней части корпуса статора. Если она где-то протерлась, необходимо выре­зать новую часть прокладки из электрокартона. Разложите все катушки в ряд. Три световые, намотанные самым толстым проводом и две катушки зажигания нас интересовать не будут. А на место катушек указателей поворотов и заднего фонаря впаяйте три катушки фары от такого же генератора.

Внимание! Три новые световые катушки включаются в цепь парал­лельно со старыми. Сборку модернизированного генератора начинайте с катушек за­жигания. Остальные же операции выполняются в обратной последовательности. Когда генератор будет установлен на двигателе, к выводу свето­вых катушек подключаются все потребители, — провода ранее шедшие на клеммы О, У, Т.Остается подключить к схеме блок коммутатор — стабилизатор 262. Для этого клеммы Д и 3 генератора соединяются с одноименными клеммами блока. Клемма О генератора — с клеммой.»02″ блока. Клемма М блока соединяется с рамой мотоцикла, а от клеммы К провод идет на катушку зажигания. И напоследок. Замените лампочки в потребителях электроэнергии. В фару установите галогенную лампу с соответствующим оптическим элементом.

Читать еще:  Сколько автолюбителей в россии

Схема переделанного генератора.

Для желающих изготовить катушек самим, а также для проверки генератора привожу параметры катушек.

Параметры генератора 43.3701

Проверяемая обмоткаОбозначение клеммыСопротивление, ОмКоличеств катушек (количество витков одной катушки)

Провод намотки катушки

ДатчикаД391 (1000 +-200)ПЭТВ-2 0,165
ЗажиганияЗ5402 (1400 +50)ПЭТВ-2 0,125
ОсвещенияО0,6 — 0,76 (67)ПЭТВ-2 0,90
Указателей поворотовУ

P . S . Если напряжение обмотки освещения переделанного генератора составляет 1-2 вольт то необходимо поменять выводы подключенной цепочки катушек.

Статья написана по материалам «Пособия по ремонту мотоцикла «Восход».» К.П. Быков, П. В. Грищенко.

Схема стабилизатора напряжения для генератора 43 3701

Сообщение oleksa » 27 авг 2013, 09:40

Система типа Минск.

При замене старого БКС на новый, было замечено что на вторичной колодке блока добавился один выход О3.
О1
О2
О3

Надпись на коробке БКС гласит, что данная продукция официально поставляется на конвейер «Мото-Вело».
Инструкцию к мотоциклу Минск М 125 найти невозможно.

На Минск М 125 установлен генератор следующего типа:

http://s24.postimg.org/6wixbzuqs/DSC_0164_1.jpg
http://s24.postimg.org/4gh3y5co4/DSC_0165_1.jpg

Поиски данного устройства ник чему не привели.

На последнем восходе был установлен генератор мощностью 90Вт :

Генератор 12В 90Вт Восход 3М01 80.3701 с двумя вариантами коммутатора

2МК-208
БКС-1МК 211

Генератор Восход 43.3701

Обычный генератор Минск 12в 65Вт

Так же интересная штука — генератор 12В 70Вт Иж-Пл бесконтактный

Генератор ИЖ-7.107 «Планета-5»

Статор генератора Пилот

Кто сталкивался с подобными экземплярами ?
Возможно видели в продажах на рынке или в магазинах.

Re: Генератор и система зажигания (поиск лучшего варианта)

Сообщение oleksa » 27 авг 2013, 11:49

На Минск устанавливается 2 типа генераторов :

Маховичный генератор 90 Вт ГМ-01.02 или Р-71.

Роторный генератор 65Вт 43.3701.

В каталоге запчастей мотоцикла Лидер показано два варианта коленвала.

Правда ли что коленвалы отличаются только длинной левой цапфы (что связано с другим типом генератора) ?
Или там другие конструктивные особенности.

Re: Генератор и система зажигания (поиск лучшего варианта)

Сообщение А.Б.М » 27 авг 2013, 11:59

Если вы сможете найти пути без каких-либо препятствий, он, вероятно, никуда не ведет.

Эрнесто Че Гевара

Re: Генератор и система зажигания (поиск лучшего варианта)

Сообщение oleksa » 27 авг 2013, 12:16

Да мне тоже очень понравилось зажигание на МZ ))
МZ так же не плох .

А все затем, что бы было как можно меньше уникальных деталей в мотоцикле.
Самодельные детали не приветствуются по причине их уникальности.

Предложи пожалуйста конкретный вариант генератора с нормальной мощностью (больше 65Вт), который подошел бы с минимальными переделками.

Эта тема создана для предложений и комментариев.

Re: Генератор и система зажигания (поиск лучшего варианта)

Сообщение А.Б.М » 27 авг 2013, 16:42

Если вы сможете найти пути без каких-либо препятствий, он, вероятно, никуда не ведет.

Эрнесто Че Гевара

Re: Генератор и система зажигания (поиск лучшего варианта)

Сообщение Andriy21 » 27 авг 2013, 16:54

Re: Генератор и система зажигания (поиск лучшего варианта)

Сообщение MilesTails » 28 авг 2013, 19:59

Re: Генератор и система зажигания (поиск лучшего варианта)

Сообщение MilesTails » 28 авг 2013, 19:59

Re: Генератор и система зажигания (поиск лучшего варианта)

Сообщение А.Б.М » 28 авг 2013, 20:50

Если вы сможете найти пути без каких-либо препятствий, он, вероятно, никуда не ведет.

Эрнесто Че Гевара

Re: Генератор и система зажигания (поиск лучшего варианта)

Сообщение oleksa » 28 авг 2013, 22:34

Ищу замену Минскому/восходовскому генератору который сейчас установленный.

Головной свет светит отвратительно (конечно лучше чем 6ти вольтовый родной).

Состав электрооборудования :
Головной свет — галогенная лампа 35Вт(оригинальная лампа демонтирована с фазера).
Задний габарит, стоп — светодиоды.
Подсветка спдометра — лампа 2Вт.
Лампа нейтрали — светодиод.
Катушка зажигания — Минск.

Обычного аккумулятора на 9 А/ч хватает на всю ночь покатушек (свет хороший).

Граничные допустимые размеры альтернативного генератора (ограничено картером).

Диаметр

Высота

Диаметр картера в крайней точке

Ширина, высота (по правой крышке)

Есть ли какие то проверенные схемы подключения РР (от японских скутеров) к зажиганию минска ?

Электрооборудование 2108 Генератор

Содержание

Генератор

Генератор 37.3701

1 – поджимная втулка;
2 – втулка;
3 – буферная втулка;
4 – задняя крышка;
5 – винт крепления выпрямительного блока;
6 – выпрямительный блок;
7 – вентиль выпрямительного блока;
8 – конденсатор;
9 – задний подшипник вала ротора;
10 – контактные кольца;
11 – вал ротора;
12 – щетка, соединенная с выводом «В» регулятора напряжения;
13 – вывод «30» для подключения потребителей;
14 – вывод «61» генератора;
15 – щетка, соединенная с выводом «Ш» регулятора напряжения;
16 – вывод «В» регулятора напряжения;
17 – регулятор напряжения;
18 – шпилька крепления генератора к натяжной планке;
19 – крыльчатка;
20 – шкив;
21 – шайбы крепления подшипника;
22 – упорное кольцо;
23 – передний подшипник вала ротора;
24 – обмотка ротора;
25 – полюсный наконечник ротора;
26 – обмотка статора;
27 – статор;
28 – передняя крышка.

Генератор 9402.3701

1 – кожух;
2 – вывод «В+» для подключения потребителей;
3 – конденсатор;
4 – общий вывод дополнительных диодов (присоединяется к выводу «D+» регулятора напряжения);
5 – держатель положительных диодов выпрямительного блока;
6 – держатель отрицательных диодов выпрямительного блока;
7 – положительный диод;
8 – отрицательный диод;
9 – регулятор напряжения;
10 – задняя крышка;
11 – стяжной винт;
12 – передняя крышка;
13 – обмотка статора;
14 – упорное кольцо;
15 – передний подшипник вала ротора;
16 – шкив;
17 – гайка;
18 – вал ротора;
19 – конусная шайба;
20 – шайба;
21 – полюсные наконечники ротора;
22 – сердечник статора;
23 – втулка;
24 – обмотка ротора;
25 – задний подшипник вала ротора;
26 – втулка подшипника;
27 – контактные кольца;
28 – щеткодержатель;
29 – выводы обмотки статора;
30 – дополнительный диод;
31 – вывод «D» (общий вывод дополнительных диодов).

Схема соединений генератора 37.3701 (c монтажным блоком 2114-3722010-60)

1 – аккумуляторная батарея;
2 – генератор;
3 – монтажный блок;
4 – дополнительные резисторы по 100 Ом, 2 Вт;
5 – выключатель зажигания;
6 – реле зажигания;
7 – комбинация приборов;
8 – контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи.

Технические характеристики генератора 37.3701

Максимальный отдаваемый ток (при 13 В и 6000 мин -1 ), А55
Напряжение, В13,6–14,6
Направление вращения (со стороны привода)правое

Технические характеристики генератора 9402.3701

Максимальный отдаваемый ток (при 13 В и 6000 мин -1 ), А80
Напряжение, В13,2–14,7
Направление вращения (со стороны привода)правое

Статор и крышки генератора стянуты четырьмя винтами. Вал ротора вращается в подшипниках, установленных в крышках. Смазка, заложенная в подшипники на заводе, рассчитана на весь срок службы генератора. Задний подшипник генератора 9402.3701 напрессован на вал ротора и поджимается задней крышкой через пластмассовую втулку, передний подшипник запрессован и завальцован в передней крышке и заменяется только вместе с ней. Его внутренняя обойма вместе с упорным кольцом и шайбой зажата гайкой между шкивом и ступенькой на валу ротора. Передний подшипник генератора 37.3701 стянут четырьмя винтами между внутренней и наружной шайбами и может заменяться отдельно от передней крышки. Задняя часть генератора 9402.3701 закрыта пластмассовым кожухом на защелках.

В статоре генератора расположена трехфазная обмотка, выполненная по схеме «звезда» (выводы фазных обмоток имеют общую точку). Вторые концы фазных обмоток соединены с выпрямительным мостом, состоящим из шести кремниевых диодов (вентилей) — трех «положительных» и трех «отрицательных». Вентили запрессованы в две подковообразные алюминиевые пластины-держатели в соответствии с полярностью (положительные и отрицательные — на разных пластинах); на одной из пластин также находятся три дополнительных диода, через которые питается обмотка возбуждения генератора после пуска двигателя. Пластины объединены в выпрямительный блок, закрепленный на задней крышке генератора (под пластмассовым кожухом генератора 9402.3701).

Обмотка возбуждения расположена на роторе генератора, ее выводы припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора.

Питание к обмотке возбуждения подводится через две щетки. Контактные кольца генератора (9402.3701) уменьшенного диаметра для понижения окружной скорости вращения и уменьшения износа щеток. Щеткодержатель конструктивно объединен с регулятором напряжения и закреплен на задней крышке генератора. Регулятор напряжения — неразборный, при выходе из строя его заменяют.

До 1996 г. у генератора 37.3701 щеткодержатель и регулятор напряжения представляли собой отдельные узлы (напряжение от клеммы «30» генератора подавалось на вывод «Б» регулятора напряжения). Теперь напряжение подается только к выводу «В» (вывод «Б» отсутствует). По своим характеристикам новый и старый регуляторы напряжения одинаковы и в сборе со щеткодержателем взаимозаменяемы.

Для защиты бортовой сети от скачков напряжения при работе системы зажигания и снижения помех радиоприему между выводами «положительных» и «отрицательных» вентилей (между «+» и «массой» генератора) подключен конденсатор емкостью 2,2 ±0,04 мкФ, расположенный на выпрямительном блоке генератора 9402.3701 и задней крышке генератора 37.3701.

При включении зажигания напряжение к обмотке возбуждения генератора (вывод «D» генератора 9402.3701 и «В» генератора 37.3701) подводится через контрольную лампу в комбинации приборов (лампа при этом горит) и подсоединенные параллельно ей резисторы. После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от дополнительных диодов выпрямительного блока (контрольная лампа гаснет). Если после пуска двигателя лампа горит, это указывает на неисправность генератора или его цепей.

«Минус» аккумуляторной батареи всегда должен подключаться к «массе» автомобиля, а «плюс» — к выводу «В+» генератора 9402.3701 («30» генератора 37.3701). Обратное включение приведет к пробою вентилей генератора.

При работе генератора не рекомендуется отсоединять аккумуляторную батарею (особенно на двигателях, оснащенных системой впрыска). Возникающие при этом броски напряжения в бортовой сети могут повредить электронные компоненты схемы.

Вентили генератора (и другие устройства в бортовой сети автомобиля при подключенном генераторе) следует проверять под напряжением не выше 15 В, более высокое напряжение (например, при проверке мегомметром) может вызвать повреждение вентилей.

При необходимости проверки изоляции обмоток высоким напряжением генератор следует снять, а выводы обмоток — отсоединить от выпрямительного блока и регулятора напряжения

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector