Znak-ekb.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Родственные тональности к соль минору

Родственные тональности. Как определить родство тональностей для мажора и минора

Родственные тональности. Общая информация

Родственные тональности – еще один пласт теоретической базы, необходимый музыканту для более грамотного и осмысленного сочинения музыки. Понимая, как они работают, вы сможете работать с композицией и аранжировкой не на интуитивном, а осознанном уровне, придумывая множество различных ходов для конкретно вашей песни. В этой статье мы подробно расскажем, что такое родственные тональности, как они определяются, и дадим всю необходимую теоретическую базу для понимания предмета.

Что такое родственные тональности

Для начала сразу же стоит сказать, что параллельные и родственные тональности – это не одно и то же. Если параллельными называются те ключи, ноты в которых совпадают, то родство в музыке определяется по-другому.

Любая гамма содержит в себе семь ступеней, которые определяются тем, в каком порядке идут ноты в ключе. Главные из них – это первая, четвертая и пятая – тоника, субдоминанта, и доминанта. Кроме этого, в тональности есть устойчивые ступени – это первая, третья и пятая, и неустойчивые – это все остальные.

Родственные тональности – это ключи, которые имеют одинаковые аккорды относительно друг друга. При этом трезвучия должны быть построены по натуральному или гармоническому звукоряду – то есть, не быть расширенными, уменьшенными, с удержанием, и так далее.

Что относится к родственным тональностям

Если вы видите, что в двух разных тональностях используется один и тот же аккорд – то эти ключи родственны друг к другу. При этом существует три степени родства, которые определяются в зависимости от места аккорда в звукоряде. Если аккорд на любой ступени в одной тональности является тоникой для другой – то это считается первой степенью родства. Вторая – когда трезвучие просто присутствует в тональности. Третья – отсутствие общих аккордов вообще.

Как определить родство тональностей

Для примера возьмем гамму до-мажор. Построив ее по натуральному звукоряду, мы получим следующие ноты:

Нам наиболее интересны пять ступеней – II, III, IV, V, VI. Седьмая ступень не является родственной, потому что через нее выстраивается только аккорд со знаком альтерации. Обратившись к кругу тональностей, мы получим следующие аккорды:

При этом, если мы используем гамму гармонического мажора – понижаем шестую ступень ступень – то, у нас появляется аккорд Fm. Итого мы имеем шесть аккордов – и, соответственно, шесть тональностей.

Родственные тональности первого порядка находятся по названиям этих трезвучий, поскольку они являются тониками в их гаммах. То есть, родственными к до-мажору являются следующие ключи:

Ре-минор, Ми-минор, Фа-мажор, Фа-минор, Соль-мажор и Ля-минор.

Родственные тональности второго порядка должны просто содержать в себе хотя бы один из этих аккордов в своей гамме. В случае с до-мажором к ним относятся:

Ре-мажор – общий аккорд Ми-минор.

Си-бемоль-мажор – общий аккорд Ре-мажор.

Ми-бемоль-мажор, Ля-бемоль-мажор, Ре-бемоль-мажор – общий аккорд Фа-минор.

Попытайтесь сами найти общие тональности второго порядка для до-мажора.

Родственные тональности на кварто-квинтовом круге

Внутри круга тональностей вы сможете найти только родственные ключи первого порядка. Для этого вам нужно выбрать желаемую тональность, отступить от нее один сегмент как по часовой стрелке, так и против, и выделить область из шести входящих в этом поле ключей. Это – не только список аккордов в тональности, которую вы выбрали, но и ключи с родством первого порядка. Если ваша тональность минорная – то просто выберите параллельный ей мажор.

Второй порядок можно получить схожим способом. Если области из шести аккордов, входящих в тональность, пересекаются друг с другом, то это родственные тональности второго порядка.

Родственные тональности мажора

Родственные тональности мажора расположены на следующих ступенях любой гаммы:

VI – здесь находится параллельная минорная тональность. Если она понижена – то она выстроена по гармонической субдоминанте, и является минорной

II – минорная тональность, параллельная субдоминанте

III – параллельная доминанте минорная тональность

Родственные тональности минора

Родственные тональности минора расположены на этих ступенях:

III – параллельная мажорная тональность

VI – параллельная мажорная тональность субдоминанты

V – доминанта, либо гармоническая мажорная тональность.

VII – мажорная тональность, параллельная доминанте.

Обратите внимание на то, что в мажоре родственные тональности отсутствуют на седьмой ступени, а в миноре – на второй.

Таблица тональностей

Буквенное обозначение звуков и тональностей

Мажорные тональности

До мажор — С-durФа мажор — F-dur
Ре мажор — D-durСи бемоль мажор — B-dur
Ля мажор — A-durМи бемоль мажор — Es-dur
Ми мажор — E-durЛя бемоль мажор — As-dur
Си мажор — H-durРе бемоль мажор — Des-dur
Фа# мажор — Fis-durСоль бемоль мажор — Ges-dur
До# мажор — Cis-durДо бемоль мажор — Ces-dur
Соль мажор — G-dur

Минорные тональности

ля минор — a-mollсоль минор — g-moll
си минор — h-mollдо минор — c-moll
фа# минор — fis-mollфа минор — f-moll
до# минор — cis-mollси бемоль минор — b-moll
соль# минор — gis-mollми бемоль минор — es-moll
ре# минор — dis-mollля бемоль минор — as-moll
ля# минор — ais-mollми минор — e-moll
ре минор — d-moll

Параллельные тональности

Энгармонически равные тональности

Энгармонически равные тональности — тональности одинаковые по звучанию, но различные по названию.

Энгармонически равные мажорные тональности:

Энгармонически равные минорные тональности:

Смотрите другие статьи этого раздела:

29.03.2015 в 14:02 олег высказался:

Я не увидел таблицу со всеми знаками при ключе во всех ВОЗМОЖНЫХ тональностях. Таблица есть, а того что надо нет!

05.04.2015 в 23:54 Светлана высказался:

Здравствуйте. Напишите конкретно какая тональность Вас интересует, я Вам отвечу.

21.01.2016 в 16:06 Юлия высказался:

В таблице пропущены тональности — G-dur и e-moll

21.01.2016 в 16:17 Светлана высказался:

19.02.2016 в 18:59 Максим высказался:

Меня интересует до бемоль мажор. И не могли бы Вы сделать отдельную статью, где построены разные аккорды в разных тональнастях?

19.02.2016 в 22:25 Светлана высказался:

Здравствуйте, Максим. В до-бемоль мажоре семь бемолей. Рекомендую Вам заменить на тональность си мажор, энгармонически они равны, а знаков будет меньше — 5 диезов.

Написания такой статьи в ближайших планах нет.

30.08.2017 в 04:52 мне надо построить д7 с обращениями в 24тональностях а везде почему то нахожу по 30 тональностей в интернете.почему? высказался:

Я нечаянно в имени написал свой вопрос.

25.04.2018 в 14:25 Петр высказался:

Ребят на самом деле всё выше перечисленное очень полезно, и необходимо для применения на практике просто не понимаю тех, кто из-за недостаточного понимания темы оставляет плохие отзывы.

08.10.2018 в 17:36 Юлия высказался:

ребенку задали до.задание: знаки в тональностях до 3-х с # и b.

К сожалению, уже 4-тый учитель по сольфеджио за 3 года, материал дается кусками. Дочка вообще не понимает, что это и что от нее хотят.

02.01.2019 в 21:33 morozalex2018 высказался:

G-dur и e-moll есть в таблице, смотрите внимательно

09.02.2019 в 09:16 Ева высказался:

Спасибо! Очень полезная статья, сохранила

16.04.2019 в 19:33 Лида высказался:

Какие знаки в Фа бемоль миноре?

21.04.2019 в 23:48 Олег высказался:

21.04.2019 в 23:49 Олег высказался:

21.04.2019 в 23:55 Олег высказался:

Разберём тональность фа бемоль минор. Итак, в тональности фа минор — 4 бемоля, а в фа бемоль миноре на 7 бемолей больше, то есть 4+7=11b. Кто-то может сказать, что такое не может быть. Отвечаю — может!! В фа бемоль миноре 4 дубль-бемоля: это -сиbb, миbb, ляbb и реbb. А также сольb, доb и фаb.

22.04.2019 в 00:05 Олег высказался:

Тональности с большим (более шести) количеством ключевых знаков можно заменить на тональность с меньшим количеством знаков. Главное, чтобы сумма исходных и заменённых знаков равнялась 12-ти, а также чтобы они были противоположными. Например если у вас 8 бемолей, то делаем: 12-8b= 4# (фа бемоль мажор 8b. А ми мажор — 4#). Такие тональности называются энгармонически равными, то есть равными по звучанию. Но по названию и по записи нот (гаммы) — они разные.

05.10.2019 в 21:17 Макс высказался:

По моей информации нота си обозначается латинской буквой H, а не буквой B. Буквой B по моей информации обозначается нота сиb, но не си.

09.01.2020 в 00:36 Василий высказался:

скажите строй А moll подходит для романтической музыки?

23.01.2020 в 11:51 Женек высказался:

какие ноты идут в тональностях? ничего не написано, названия я и сам знаю

Что такое родство тональностей и родственные тональности

Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня мы узнаем, что такое родство тональностей и посмотрим какие вообще бывают родственные тональности.

В самом названии присутствует слово «родственные», значит между двумя тональностями, которые таковыми являются должно быть нечто общее. Таким общим является наличие общего аккорда, то есть аккорда, встречающегося в двух тональностях, но на разных ступенях.

Примеры общих аккордов

Например, общим аккордом будет до мажор для тональностей ля минор и ми минор или ре минор для тональностей Фа мажор и Соль минор:

рис. 1

На рисунке 1 мы привели очень простые примеры общих аккордов. Да, обратите внимание на слово гармонический — это означает, что мы берём гармоническую доминанту в соль миноре (так принято). Мы об этом писали в статье про золотую секвенцию к примеру — ссылку на нее смотрите в меню справа. Римские цифры обозначают от какой ступени строится этот аккорд в конкретной тональности (имя тональности в круглых скобках под цифрами).

Кроме того общим аккордом будет считаться аккорд, полученный с помощью альтерации, например так:

рис. 2

На рисунке 2 мы взяли сначала обычный аккорд от второй ступени в до мажоре — трезвучие Ре минор и понизили в нем неустойчивые ступени (1-ую и 6-ую), применив альтерацию. Точно такой же аккорд у нас получается и в тональности Соль бемоль минор на пятой (опять же гармонический вариант) ступени. Так тоже Ре бемоль мажор получается у нас общим для двух, казалось бы таких разных тональностей. Похоже чем-то на то, о чем мы писали в статье про энгармоническую модуляцию.

Степени родства тональностей

Итак, теперь посмотрим давайте как определяются степени родства тональностей.

К первой степени родства относят тональности, в которых тонические трезвучия являются общими аккордами. Например, возьмем тональность до мажор. Если взять её полностью получится шкала аккордов, о которой мы уже ранее писали:

рис. 3

Так вот, все изображенные на рисунке 3 аккорды (кроме первого — тоники и последнего — уменьшенного трезвучия от седьмой ступени) являются тониками тональностей первой степени родства к До мажору:

рис. 4

Кроме того, к первой степени родства для до мажора относят и аккорд Фа минор (соответственно тональность Фа минор), который получается в нашей шкале если использовать шестую пониженную ступень (или гармонический до мажор — получится нота ля бемоль вместо ля) в аккорде Фа мажор:

рис. 5

Итак, у нас получилось всего 6-ть тональностей первой степени родства к До мажору — это Dm, Em, F, Fm, G, Am.

Для минорной тональности все то же самое. Давайте на примере Ля минора рассмотрим. К первой степени в этом случае относятся все аккорды диатонической шкалы (построенной, в натуральном ля миноре), кроме трезвучий от второй ступени (уменьшенное трезвучие — Bdim) и первой (тоника — Am):

рис. 6

Но и тут также можно использовать трезвучие полученное с использование ноты гармонического ля минора (ноты соль диез) — это аккорд E (который как мы помним положено использовать в качестве доминанты в минорной гармонии — на рисунке 6 оно у нас отмечено розовым кружком). Оно также будет относится к тональностям первой степени родства к Ля минору.

Итак, получается для минорного аккорда существует также шесть тональностей первой степени родства. К тональности ля минор — это С, Dm, Em, E, F, G.

Теперь найдем тональности второй степени родства к До мажору. Такими тональностями у нас будут все тональности, которые имеют с До мажором хотя бы один общий аккорд, но не тонический.

Всего у нас получится 12-ть таких тональностей (8 мажорных и 4 минорных). Давайте посмотрим как их найти.

Итак, возьмем трезвучие ми минор из шкалы аккордов До мажора, этот же аккорд есть в диатонической шкале Ре мажора — он является общим для этих двух тональностей и тоникой не является:

рис. 7

По тому же принципу можно найти еще одну мажорную тональность второй степени родства к До мажору — Bb:

рис. 8

Тут общим аккордом будет Ре минор (на рисунке обведён красным). Ну здесь все более менее ясно — эти две тональности мы получили, используя ноты натурального До мажора. Для того, чтобы получить других родственников второй степени к до мажору нам надо использовать гармонический его вариант с 6-ой пониженной ступенью. Тогда у нас появляется дополнительный аккорд — Fm, который поможет нам найти другие тональности 2-ой степени родства к До мажору. Этими тональностями будут: Eb, Ab, Db. У них всех общим с До мажором аккордом будет как раз Fm.

рис. 9

Далее мы можем найти еще три мажорных тональностей второй степени родства к До мажору, но теперь уже за счет использования их гармонических вариантов. То есть то же, что и на рисунке 9 показано, но наоборот — изменять будем самих «родственников», а не исходную тональность. У нас получатся тональности B, A, E:

рис. 10

На рисунке 10 мы одинаковыми цветами выделили общие аккорды. Буква «г» в скобках означает, что мы имеем ввиду гармонический мажор, а не натуральный.

Итак, всего у нас получилось восемь мажорных тональностей второй степени родства к До мажору. Это аккорды: D, Db, B, Bb, A, Ab, E, Eb. И, что тоже приятно — мы знаем по какому принципу они находятся.

Но во второй степени есть и минорные тональности — всего четыре штуки. Давайте и их получим.

Общие с До мажором аккорды есть у тональности Соль минор и Си минор:

рис. 11

Как видно на рисунке 11 у До мажора и Соль минора общим аккордом будет Dm, а у Си минора и До мажора — Em — мы отметили это кружками.

Еще две минорные тональности мы можем получить если снова используем ноту из гармонического До мажора:

рис. 12

Аккорд Фа минор, который мы уже выше получали у нас вновь будет общим, но на этот раз мы его видим в двух минорных тональностях: Bbm и Cm.

Итак, у нас всего получилось 4-ре минорных тональности 2-ой степени родства к До мажору: Gm, Bbm, Bm и Cm.

Теперь надо найти то же самое для Ля минора. Принципы все те же самые — берем шкалу аккордов Ля минора (сначала натурального) и находим минорные тональности, содержащие хотя бы один такой же аккорд как и в этой шкале (но не тонический):

рис. 13

Кстати, как их подбирали — логически напрашивается взять тональности параллельные тем мажорным, что мы нашли выше (на рисунке 7 и 8) — ведь у них все те же самые аккорды (Ля минор параллельна До мажору, Соль минор Си бемоль мажору, а Си минор Ре мажору). Так на рисунке 13 и получились Соль минор и Си минор.

Далее берём гармонический вариант Ля минора с аккордом Ми мажор от пятой ступени и находим еще минорные тональности (натуральные виды), в которых есть этот аккорд — это До диез минор (там Ми мажор образуется на третьей ступени), Соль диез минор (тут от 6-ой), Фа диез минор (здесь от 7-ой):

рис. 14

Ну и наконец, последние три минорные тональности можно найти если представить каждое из трех мажорных трезвучий диатонической шкалы Ля минора как аккорд от пятой ступени других минорных тональностей. Так получится, что Фа мажор — это гармоническая доминанта для Си бемоль минора, Соль мажор для До минора, До мажор для Фа минора.

рис. 15

Заметьте также, что три тональности с рисунка 15-ть (Cm, Bbm, Fm) это параллельные тональности к тем, что изображены на рисунке 9-ть (Eb, Db, Ab) — интересно совпало правда?

Теперь поищем мажорные варианты. Для гармонического Ля минора — это будут тональности Си мажор (B) и Ля мажор (A):

рис. 16

Для натурального Ля минора — Ре мажор (D), Си бемоль мажор (Bb):

рис. 17

Итак, родственные тональности второй степени к Ля минору это: Gm, Bm, C#m, G#m, F#m, Cm, Bbm, Fm — минорные и 4-ре мажорных: A, Bb, B, D.

К тональностям третьей степени родства относят те, которые не имеют с исходной ни одного общего аккорда. Однако, тут можно энгармонически приравнять аккорды с помощью альтерации (как показано на рисунке 2) с целью все таки получить общий аккорд с исходной тональностью.

Так, получается все оставшиеся тональности можно отнести к третьей степени — для До мажора это F#m, F#, Ebm, Dbm, Abm. А для Ля минора: C#, G#, F#, Eb, Ebm.

Родственные тональности

Любой гитарист, который обладает желанием профессионально придумывать композиции, должен разбираться в родственных тональностях. Если вы будете знать, каким образом они функционируют, у вас появится возможность заниматься аранжировкой грамотно, создавая большое число вариантов ходов для той или иной песни.

Что это такое

Первым делом следует отметить, что данный термин не нужно путать с параллельными тональностями (здесь используются ключи с совпадающими нотами). Что касается родства в гитарной музыке, то здесь все по-иному.

Каждая гамма обладает семью ступенями. Они определяются очередностью нот в ключе. Основные ноты – первая, четвертая и пятая. Также тон имеет устойчивые ступени – первую, третью и пятую. К неустойчивым относятся все прочие.

Тональности с ключами, обладающими идентичными аккордами, называются родственными. Все трезвучия должны быть построены по натуральному или гармоническому звуковому ряду (без расширений, уменьшений или удержаний).

Вы увидели в двух отличных друг от друга тональностях одно и то же трезвучие? Значит можно сделать вывод, что данные ключи являются родственными. Выделяют три разновидности родства. Каждая из них зависит от того, на каком месте в звуковом ряде располагается аккорд. Таким образом:

  • первая степень родства – если аккорд на какой угодно ступени в одной тональности представляет собой тонику для другого;
  • вторая – когда аккорд просто есть в тональности;
  • третья – общих трезвучий нет вообще.

Каким образом определяется

Рассмотрим гамму до-мажор. Нас интересуют все ступени со второй по шестую. Седьмую ступень трогать не будем, так как она не относится к родственным. Получаем Dm, Em, F, G, Am.

При использовании гаммы гармонического мажора и понижении шестой ступени имеем фа-минор. В результате у нас шесть трезвучий, а значит, и шесть тональностей.

Первая степень родства определяются по наименованиям данных аккордов, потому что они – тоники в их гаммах. Выходит, родственные ключи по отношению к до-мажору: Dm, Em, F, Fm, G и Am.

Вторая должна иметь хотя бы одно из трезвучий в собственной гамме. В нашем варианте:

Как еще определить

Для определения родственных тональностей можно использовать кварто-квинтовый круг.

В кварто-квинтовом круге выберите необходимую высоту нот, совершите отступ на одно деление по часовой стрелке и в обратном направлении. После этого отметьте участок из шести входящих в данное поле ключей. Так находится первая степень родства. Если имеете дело с минором, подберите параллельный ему мажор. А если участки из трех пар трезвучий имеют общие пересечения, то это родство второго порядка.

Ниже будет таблица, в которой указано, на каких ступенях находятся родственные тональности для мажора и минора:

Читать еще:  Замок зажигания на хендай акцент 1997 цена
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector