Znak-ekb.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулирование цен в россии

Как государство регулирует цены

В чем заключается госрегулирование цен

Методы государственного регулирования цен — комплекс мер по воздействию государства на механизм ценообразования, контролю за соблюдением финансовой дисциплины и созданию условий для свободной конкуренции, единых для всех организаций и индивидуальных предпринимателей.

Главными инструментами ценового регулирования выступают законодательные, бюджетные, административные и финансовые мероприятия, санкционированные государством. Влияние на ценообразование производится с целью контроля над инфляцией, содействия конкурентным процессам, обеспечения эффективного распределения и использования средств бюджета и улучшения функционирования экономической системы страны в целом.

Правовые основы государственного регулирования цен:

  1. Конституция РФ, статья 7.
  2. Федеральный закон № 381-ФЗ от 28.12.2009 (ст. 8,13).
  3. Указ Президента РФ № 221 от 28.02.1995.
  4. Постановление Правительства РФ № 239 от 07.03.1995.
  5. Постановление Правительства РФ № 530 от 15.07.2010.

В этих НПА закреплены рычаги прямого и косвенного регулирования государством ценообразования в Российской Федерации.

Как регулируются стоимость

Государственные цены бывают фиксированными (ФЦ), устанавливаемыми госорганами и регулируемыми (РЦ). Предельное значение РЦ определяется госорганами в зависимости от воздействия условий экономической конъюнктуры.

Выделяют прямые и косвенные методы регулирования. К прямому воздействию относятся:

  • установление ФЦ;
  • установление РЦ;
  • определение НМЦК в соответствии с положениями статьи 22 ФЗ-44;
  • ценовое декларирование;
  • замораживание общего уровня расценок или только на отдельные виды товаров, работ, услуг;
  • введение тарифов и рекомендательных, залоговых, гарантийных, паритетных расценок.

Косвенные рычаги включают функционирование системы налогообложения, контроль над процентными ставками рефинансирования, координирование государственных расходов, торговую и административную политику, антимонопольное законодательство и многое другое.

Примеры

Самым ярким примером является государственное регулирование цен на лекарственные препараты и на продукцию гособоронзаказа.

Воздействие на ценообразование по ГОЗ производится путем утверждения методологии по расчету расценок и списка продукции по гособоронзаказу, введения правил по определению НМЦК, применения различных видов расценок, обозначения минимальной и максимальной прибыли, гарантирования оплаты головному исполнителю или исполнителю, ведения раздельного учета, государственной регистрации и ведения реестра цен на продукцию гособоронзаказа.

Государственное регулирование ценообразования на лекарственные препараты реализовывается, базируясь на:

  • утверждении перечня жизненно необходимых медицинских препаратов;
  • закреплении методики ценообразования;
  • госрегистрации и ведении реестра принятых расценок на лекарственные средства;
  • утверждении и установлении предельных оптовых надбавок;
  • организации порядка предоставления и непосредственном направлении предписаний уполномоченным исполнительным органам на уровне субъектов РФ;
  • проведении процедур надзора в сфере обращения медикаментов;
  • правоприменении комплекса мер административной и уголовной ответственности за выявленные нарушения в порядке ценообразования на лекарственные препараты.

Государственное регулирование цен

Регулируя экономические процессы, государство добивается экономического роста, улучшения жизни граждан и социально-экономического развития.

Механизм регулирования экономики может принимать три формы:

  • прямое регулирование экономического рыночного механизма;
  • процесс рыночного саморегулирования реализуется через самостоятельную отладку и корректировку рыночного механизма в русле основных экономических законов. В сущности, инструменты саморегулирования осуществляют свое действие через правила и нормы, которых придерживаются экономические агенты;
  • инструменты индикативного регулирования реализуются через налоговую систему, инвестиционную политику, финансово-бюджетные механизмы.

Регулирование экономики предусматривает фиксацию государством общих правил работы и общих ограничений для хозяйствующих субъектов. Эти правила и ограничения определяют вид товара, его качество, объем продаж и цену.

Особенности ценового регулирования

При помощи ценового регулирования государство воздействует на компании и отрасли, помогая им развиваться. Регулирование цен позволяет поддерживать равновесие предложения и спроса, ставя в соответствие возможности потребителей и денежные интересы изготовителя продукции.

Читать еще:  Руководство по эксплуатации ваз 2115 инжектор

Цена определяет работу рыночного механизма и наоборот. Меры, принятые государством для стимулирования производства и потребления автоматически отразятся на цене. В то же время, регулирование цены позволяет скорректировать процесс воспроизводства.

Между рыночным механизмом и ценой существует взаимозависимость, определяемая рефлексивным действием. Государство воздействует на экономический механизм (спрос и предложение), что прямо или опосредованно отражается на цене, повышая или понижая последнюю. Аналогично и установление фиксированной цены или ограничение уровня цен определяет ход воспроизводственного процесса.

В Конституции Российской Федерации, в статье 71 определено, что политика ценообразования включает действие государства и других экономических агентов, регулирующее цену и контролирующее применение цен.

Регулируя цены через методы административного, финансового, бюджетного или законодательно-нормативного порядка правительство управляет уровнем цен так, чтобы обеспечить экономический рост и социально-экономическую стабильность в обществе. Тем самым, стимулируется свобода предпринимательской деятельности, защищаются предприниматели и предприятия, понижается уровень инфляции и нивелируются ее социально-экономические последствия.

Прямое и косвенное регулирование цен

Государственное регулирование ценообразования может быть как прямое, так и косвенное.

Прямое влияние государства на ценообразующие процессы в экономике предусматривает административное вмешательство, директивную роль и законодательные ограничения.

К методам прямого регулирования цен относятся:

  • фиксация уровня цены, определение порядка, объемов и направления ее коррекции;
  • установление предельной и минимальной границы цены;
  • установление минимального, фиксированного или предельного коэффициента изменения цен, нормативного уровня рентабельности, уровня снабженческо-сбытовой (оптовой), торговой надбавки и наценки;
  • ввод порядка декларирования цен;
  • замораживание цен на все или на отдельные товары, услуги;
  • установка рекомендуемой, залоговой, гарантийной, паритетной цены.

Государство использует прямые инструменты ценового регулирования в отдельных (как правило, стратегически важных) отраслях экономики. Таких как — электроэнергетика, связь, транспорт, сельское хозяйство, водоснабжение).

Косвенное регулирование ценообразования хозяйствующих субъектов предполагает воздействие на факторы опосредованно связанные с ценами.

Динамика и сила воздействия государства на ценообразование в отраслях экономики всецело зависит от состояния дел в экономике. Если в стране доминируют кризисные тенденции и стоит задача поддержки целых секторов экономики, то применяется активное управление ценами. По мере снижения кризисных тенденций и факторов происходит ослабление воздействия государства на цены.

Государственное регулирование цен

Регулируя экономические процессы, государство добивается экономического роста, улучшения жизни граждан и социально-экономического развития.

Механизм регулирования экономики может принимать три формы:

  • прямое регулирование экономического рыночного механизма;
  • процесс рыночного саморегулирования реализуется через самостоятельную отладку и корректировку рыночного механизма в русле основных экономических законов. В сущности, инструменты саморегулирования осуществляют свое действие через правила и нормы, которых придерживаются экономические агенты;
  • инструменты индикативного регулирования реализуются через налоговую систему, инвестиционную политику, финансово-бюджетные механизмы.

Регулирование экономики предусматривает фиксацию государством общих правил работы и общих ограничений для хозяйствующих субъектов. Эти правила и ограничения определяют вид товара, его качество, объем продаж и цену.

Особенности ценового регулирования

При помощи ценового регулирования государство воздействует на компании и отрасли, помогая им развиваться. Регулирование цен позволяет поддерживать равновесие предложения и спроса, ставя в соответствие возможности потребителей и денежные интересы изготовителя продукции.

Цена определяет работу рыночного механизма и наоборот. Меры, принятые государством для стимулирования производства и потребления автоматически отразятся на цене. В то же время, регулирование цены позволяет скорректировать процесс воспроизводства.

Между рыночным механизмом и ценой существует взаимозависимость, определяемая рефлексивным действием. Государство воздействует на экономический механизм (спрос и предложение), что прямо или опосредованно отражается на цене, повышая или понижая последнюю. Аналогично и установление фиксированной цены или ограничение уровня цен определяет ход воспроизводственного процесса.

Читать еще:  Все сезонные шины

В Конституции Российской Федерации, в статье 71 определено, что политика ценообразования включает действие государства и других экономических агентов, регулирующее цену и контролирующее применение цен.

Регулируя цены через методы административного, финансового, бюджетного или законодательно-нормативного порядка правительство управляет уровнем цен так, чтобы обеспечить экономический рост и социально-экономическую стабильность в обществе. Тем самым, стимулируется свобода предпринимательской деятельности, защищаются предприниматели и предприятия, понижается уровень инфляции и нивелируются ее социально-экономические последствия.

Прямое и косвенное регулирование цен

Государственное регулирование ценообразования может быть как прямое, так и косвенное.

Прямое влияние государства на ценообразующие процессы в экономике предусматривает административное вмешательство, директивную роль и законодательные ограничения.

К методам прямого регулирования цен относятся:

  • фиксация уровня цены, определение порядка, объемов и направления ее коррекции;
  • установление предельной и минимальной границы цены;
  • установление минимального, фиксированного или предельного коэффициента изменения цен, нормативного уровня рентабельности, уровня снабженческо-сбытовой (оптовой), торговой надбавки и наценки;
  • ввод порядка декларирования цен;
  • замораживание цен на все или на отдельные товары, услуги;
  • установка рекомендуемой, залоговой, гарантийной, паритетной цены.

Государство использует прямые инструменты ценового регулирования в отдельных (как правило, стратегически важных) отраслях экономики. Таких как — электроэнергетика, связь, транспорт, сельское хозяйство, водоснабжение).

Косвенное регулирование ценообразования хозяйствующих субъектов предполагает воздействие на факторы опосредованно связанные с ценами.

Динамика и сила воздействия государства на ценообразование в отраслях экономики всецело зависит от состояния дел в экономике. Если в стране доминируют кризисные тенденции и стоит задача поддержки целых секторов экономики, то применяется активное управление ценами. По мере снижения кризисных тенденций и факторов происходит ослабление воздействия государства на цены.

Государственное регулирование цен

Государственное регулирование цен – комплекс рычагов прямого и опосредованного влияния государства на механизм ценообразования.

Государственное регулирование цен – объективная необходимость в современных условиях, поскольку:

  • непосредственно связано с проблемой формирования, распределения и перераспределения доходов различных социальных слоев и групп населения, и от его эффективности в значительной степени зависит социальная стабильность в народном хозяйстве,
  • выполняя стимулирующую функцию, цены влияют на развитие производства,
  • от динамики цен, их равновесия зависит вопрос, какие товары и услуги производить, как и для кого их производить,
  • с проблемой цен органически связана проблема инфляции (дефляции), экономического цикла.

Государственное регулирование цен в определенной степени осуществлялось при рабовладельческом строе. Государство, в частности, регулировало цены на хлеб, рыбу, некоторые другие продукты. В период первоначального накопления капитала развитие рынка обусловило рост роли государства в управлении экономикой. Государство вводило высокие пошлины для защиты внутреннего рынка от иностранных товаров и предотвращения оттока денег за границу, проводило политику активного торгового баланса и завоевания внешних рынков, регулировало в законодательном порядке нормы ссудного процента и налогообложения и т.п., что влияло на уровень цен. Государственное регулирование цен осуществлялось также через механизм бюджетного, налогового и финансового регулирования. Практика доказала необходимость вмешательства государства в процесс ценообразования не только в условиях деформированной экономики, но и в странах с развитой экономикой. В этих странах государство регулирует цены на более чем 40% созданной продукции.

Механизм государственного регулирования цен состоит из:

  • определения задач и целей,
  • изучения спроса на товар,
  • оценки средних издержек производства,
  • анализа поведения различных противодействующих сторон,
  • выбора метода ценообразования,
  • окончательных выводов относительно государственного вмешательства в ценообразование (в частности, возможное установление окончательной цены).
Читать еще:  Параметры резины расшифровка пример

Государственное регулирование цен не исключает свободы выбора потребителей в приобретении необходимых им товаров и услуг. При этом оба элементы механизма ценообразования (рынок и государственное регулирование) ориентируются на достижение таких целей:

  • обеспечение равновесия между предложением товаров и их потреблением, формирование равновесной цены,
  • покрытие общественно необходимых затрат производства,
  • стимулирование научно-технического прогресса и повышение качества продукции, создание условий для внедрения новой техники и технологии, что положительно влияет на рациональное использование ресурсов производства,
  • обеспечение высокого жизненного уровня населения,
  • стимулирование интеграционных процессов и взаимовыгодного международного разделения труда, повышение эффективности внешнеэкономических связей.

Реализации таких целей препятствуют диспропорции распределения доходов, монополизм экономики, колебания уровня безработицы и т.д. Поэтому государство пытается найти оптимальную пропорцию между централизацией и децентрализацией, между двумя формами регулирования цен – экономической (рыночной) и административной (осуществляемой на основании правительственных постановлений).

Различают два вида административного государственного регулирования: прямое и опосредованное.

Прямое регулирование – непосредственное установление нижней и верхней границ цен на важнейшие товары, которые формируют расходы на производство других видов товаров, например, на топливо, сырье, продукцию тяжелой промышленности и т.д. Методы прямого воздействия на цены – их замораживание, блокирование, введение ценовых режимов, заключение соглашений о ценах, субсидирование цен, направленное на развитие отдельных отраслей и производств, особенно сельского хозяйства. Субсидии составляют 7,1% валового внутреннего продукта отрасли во Франции, 12,7% – в ФРГ, 13,7% – в Австрии, 14,8% – в Ирландии, 17,7% – в Дании, 27,7% – в Великобритании, 32,4% – в Норвегии. Без таких субсидий сельское хозяйство стран Западной Европы пребывало бы в упадке. В США сложилась практика ежегодной разработки программ добровольного ограничения объемов производства сельскохозяйственной продукции, а также программ закупки ее у фермеров по гарантированным ценам. Фермеры получают залоговые ссуды, чтобы на время низких цен они не выходили продукцией на рынки. Государство использует и такое средство прямого вмешательства в ценообразование, как гарантированные цены, обеспечивающие фермерам установленный уровень рентабельности. Непосредственно государство устанавливает цены на экспортную продукцию. Контроль за оптовыми ценами на основании расчета цен по методу полных затрат на производство также является прямым вмешательством в ценообразование.

Косвенное государственное регулирование цен осуществляется посредством:

  • эмиссии денег,
  • регулирования кредитных отношений вследствие удешевления банковского процента и возмещения платежей в счет основного долга,
  • регулирования налоговых ставок,
  • субвенций (государственных дотаций), которые зависят от выполнения обязательных условий, предусмотренных программой,
  • политики ускорения амортизации, направленной на приобретение более эффективной техники и технологии, при покупке которой разрешается списывать до 50% их стоимости в течение первого года, а остальные – в следующие два года.

Соотношение между прямым и косвенным государственным регулированием цен зависит от особенностей экономического развития страны, традиций и других факторов. В странах, придерживающихся политики экономического либерализма (США, Англия, Канада), государство ориентируется на бюджетно-налоговую и денежно-кредитную формы регулирования. Прямое ценовое регулирование в них ограничено. В странах, осуществляющих политику экономического дирижизма (Франция, Япония, Южная Корея, Швеция), происходит в первую очередь влияние на денежное обращение и цены.

При разработке методологических проблем ценообразования следует учитывать условия различных типов рынка. Государственное регулирование цен в странах с развитой экономикой осуществляется на основании законодательства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector