Znak-ekb.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Назначение шатунно поршневой группы

Назначение и устройство поршневой группы двигателя ЗИЛ-508

Поршневая группа предназначена для восприятия силы расширения газов при рабочем ходе и производства вспомогательных тактов впуска, сжатия и выпуска отработанных газов. Условия работы поршня характеризуются большими и механическими нагрузками.

В устройство поршневой группы входит поршень, гильзы цилиндров, шатуны, поршневой палец компрессионные и маслосъемные кольца.

Поршень состоит из трех основных частей (см. рис. 1.1) , днища уплотняющей части, с проточенными в ней канавками для поршневых колец и юбки, поверхность которой соприкасается с зеркалом цилиндра днищем поршня, вместе с внутренней поверхностью головки цилиндра образующие камеру сгорания, непосредственно воспринимая давление газов, она может быть плоской.

Рис. 1. 1 Шатуна поршневая группа 1-бобышки; 2-поршень; 3-зеркало цилиндра;4-отверстие для выбрызгивания масла; 5-гайка; 6- шплинт; 7-крышка; 8-нижния головка; 9-болт; 10-стопорные кольца; 11-палец 12-верхния головка; 13-втулка; 14-стержень шатуна; 15-вкладыши; 16-усики.

Поршневые кольца. Основная функция колец — уплотнение камеры сгорания и обеспечение герметичности соединения поршня, цилиндра. Конструктивно поршневое кольцо представляет собой плоскую разрезанную пружину с зазором, который называют замком. Замок позволяет устанавливать кольца на поршень и обеспечивает свободное расширение их при нагревании в процессе работы двигателя. Поршневые кольца изготавливают из легированного чугуна, а для двигателей с повышенными динамическими нагрузками из специальной стали, поверхность верхнего компрессионного кольца для повышения износостойкости подвергают хромированию, а остальные кольца для ускорения приработке покрываю тонким слоем олова или молибденом.

Поршневые кольца подразделят на маслосъёмные и компрессионные, компрессионные кольца подбирают с определённым зазором(0, 02-0, 07мм) по высоте канавки поршня. Маслосъёмные кольца снимают излишки масла со стенок цилиндра и отводят его в поддон картера.

Поршневой палец служит для шарнирного соединения поршня (см. рис. 1. 1) с верхней головкой шатуна, через пальцы передаются значительные усилия, поэтому их изготавливают из легированной или углеводородной стали с последующей цементацией или закалкой током высокой чистоты (Т. В. Ч). Поршневой палец представляет собой плоскую трубку с тщательно отшлифованной наружной поверхностью, проходящей через верхнюю головку шатуна и концами на бобышки у поршня. По способу соединения с шатуном и поршнем, пальцы подразделяются на плавающие. Наибольшее распространение получили плавающие поршневые пальцы, которые свободно поворачиваются в бобышках и втулке.

Шатун служит для соединения поршня с коленчатым валом (см. рис. 1. 1) , и обеспечивает передачу усилия при работе вспомогательных тактов. Шатун штампуют из легированной или углеводородной стали. Он состоит из стержня двутаврового сечения, верхней головки, нижней головки и крышки. В стержне сверлят отверстие для смазывания поршневого пальца (в основном у дизельных двигателей). Нижнею головку шатуна, как правило, делают разъемной в плоскости перпендикулярной оси шатуна. У некоторых шатунов плоскость разъема головки делают под углом (косой срез), крышка шатуна изготавливается из той же стали что и шатун и обрабатываются совместно с нижней головкой, поэтому перестановка крышек с одного шатуна на другой не допускается. На шатуне и крышке в этих целях делают маркировку, что бы обеспечить высокую точность при сборке нижней головки шатуна его крышку фиксируют шлифованными поясками болтов, которые затягивают гайками. В нижней головке шатуна устанавливают шатунные подшипники в виде тонкостенных стальных вкладышей, которые покрывают слоем антифрикционного сплава. От осевого смещения и привёртывания вкладыши удерживаются выступами (усиками), которые входят в канавки нижней головки шатуна и его крышки. В нижней головке шатуна и во вкладыши делается отверстие для периодического взбрызгивания масла на зеркало цилиндра или на распределительный вал. Для лучшей уравновешенности кривошипно-шатунного механизма разница в масле шатунов не должна превышать 6 — 8 гр. В V-образных двигателях на каждой шатунной шейке коленчатого вала расположены два шатуна. В этих двигателях для правильной сборки шатуна — поршневой группы поршни и шатуны устанавливают строго по меткам.

двигатель поршневой ремонт кольцо пружина

Основные дефекты поршневой группы двигателя ЗИЛ-508

К основным дефектам цилиндра и гильз относится износ и задиры рабочей поверхности, а для гильз цилиндров дополнительно деформация и изнашивание наружных посадочных поверхностей. Дефектами поршня являются, износ направляющей части (юбки), канавок под поршневые кольца и отверстие в бобышках под поршневой палец. Дефектами поршневых колец является изнашивание по толщине, ширине и теряют упругость поломка колец. Дефектами поршневого пальца является износ посадочных мест под втулкой верхней головки шатуна и под отверстием бобышек поршня, иногда появляются трещины. Дефекты шатуна, изгиб, скручивание стержня, износ нижней головки шатуна, отверстия под втулкой и самой втулкой верхней головки шатуна, износ и смятие плоскостей разъема и торцевых плоскостей под болты в нижней головки шатуна.

Устройство автомобилей

Детали шатунной группы

Шатунная группа

Шатунная группа образует промежуточное шарнирное звено между прямолинейно перемещающимся поршнем и вращающимся коленчатым валом. Она включает в себя шатун, шатунные вкладыши, втулку верхней головки шатуна и крепежные детали, к которым относятся болты и гайки нижней головки шатуна, выполняемой чаще всего разъемной (см. рис. 1).
Детали шатунной группы несут значительные механические нагрузки, принимаемые от поршня через поршневой палец и передаваемые далее деталям группы коленчатого вала, а также значительные инерционные нагрузки, обусловленные сложным знакопеременным движением шатуна.

По этим причинам к конструкции деталей шатунной группы предъявляются определенные требования, направленные на обеспечение их надежной и безотказной работы, а также приемлемой долговечности, поскольку ремонт и замена этих деталей связаны с ремонтными работами значительной трудоемкости.

Шатун

Основной деталью шатунной группы является шатун – металлический стержень с головками на обоих концах, шарнирно соединяющий поршень и коленчатый вал. Шатун воспринимает усилие со стороны газов при рабочем ходе от поршневого пальца и передает его кривошипу коленчатого вала, а также обеспечивает перемещение поршневой группы при совершении промежуточных процессов (тактов).
Верхняя головка шатуна качается на поршневом пальце через специальную втулку, а нижняя вращается относительно шатунной шейки посредством подшипников скольжения (вкладышей).

Анализ кинематики движения шатуна показывает, что его верхняя головка перемещается возвратно-поступательно совместно с поршнем. Совершая при этом цикличные угловые колебания небольшой амплитуды.
Нижняя головка шатуна вращается вместе с кривошипом коленчатого вала, при этом она тоже совершает колебания небольшой амплитуды относительно оси цилиндра.
Стержень шатуна совершает сложное циклическое движение в плоскости, перпендикулярной коленчатому валу.

Читать еще:  Съемник шаровых опор ваз 2110 цена

Механические нагрузки, действующие на шатун, очень разнообразны и изменяются по величине и направлению во время работы двигателя. Набольшие напряжения обусловлены силами сжатия при рабочем ходе поршня, поэтому расчеты на прочность для шатунов выполняют по сжимающей нагрузке.
Растягивающие усилия при вспомогательных тактах, а также напряжения, вызванные силами трения и инерции значительно меньше сжимающих сил, тем не менее, при конструировании шатунов (особенно высоконагруженных и быстроходных двигателей) приходится учитывать и их.

К шатунам предъявляются следующие требования:

  • высокая усталостная прочность при динамических нагрузках;
  • высокая жесткость головок и стержня;
  • минимальная масса и габариты (размеры шатуна не должны препятствовать его проходу через цилиндр при сборке двигателя);
  • простота и технологичность конструкции.

В зависимости от компоновки двигателя могут применяться различные типы шатунов. В однорядных и V-образных двигателях со смещенными цилиндрами правого и левого ряда наибольшее распространение получили простые одинарные шатуны (рис. 1), непосредственно сопрягаемые с шатунной шейкой коленчатого вала. Реже встречаются в двухрядных и многорядных двигателях с цилиндрами, расположенными в одной поперечной плоскости, сочлененные шатуны (рис. 2).

Сочлененные шатуны могут быть:

  • вильчатыми (рис. 2, а) с нижними головками, расположенными соосно шатунной шейке;
  • главными (рис. 2, б) и прицепными (рис. 2, в) с нижними головками, размещенными вне центра шатунной шейки.

В последнем случае оси нижних головок главного и прицепного шатунов движутся по разным траекториям.

Конструкция верхней головки шатуна зависит от способов фиксации поршневого пальца. В случае жесткого закрепления поршневого пальца в верхней головке шатуна он запрессовывается в головку с гарантированным натягом.

При установке плавающего пальца в верхнюю головку шатуна запрессовывают бронзовую втулку, толщиной 0,8…2,5 мм.

Для подгонки шатуна по массе и расположению центра масс на верхней головке имеется прилив 1 (рис. 3). Чтобы обеспечить равномерное давление на опорную поверхность втулки, поперечное сечение верхней головки делается с утолщением в центре.

Для смазывания поршневого пальца в менее нагруженной части верхней головки шатуна выполняют отверстия или прорези (рис. 3, б, в).

Учитывая значительные отличия величин сжатия и растяжения, верхние головки шатунов дизельных двигателей иногда выполняют с наклонными торцевыми плоскостями (рис. 3, г). При этом давление на нижнюю и верхнюю половины головки сравниваются, а масляный слой имеет более равномерную толщину по окружности.

В наиболее нагруженных двигателях применяют подачу масла к поршневому пальцу под давлением через канал в стержне шатуна (рис. 3, д, е). При этом появляется возможность принудительного струйного охлаждения днища поршня через распылитель 2 на верхней головке.

С точки зрения прочности самым опасным сечением верхней головки является сечение в месте ее перехода в стержень (рис. 1, точка А), расположение которого определяется углом φЗ .
Для упрочнения верхней головки выполняют плавный переход (галтель) к стержню или создают прилив металла в зоне перехода.

Стержень шатуна должен обладать высокой жесткостью и прочностью. Этим требованиям отвечает стержень двутавровой формы поперечного сечения, который имеет высокую жесткость по оси х-х (рис. 1).
Такая форма стержня выгодна и с точки зрения уменьшения массы шатуна, а также экономии металла.
Размер поперечного сечения стержня шатуна плавно возрастает от верхней до нижней головки.

Нижняя головка шатуна обеспечивает вращательное движение шатуна вокруг шейки коленчатого вала и образует корпус шатунного подшипника. Для обеспечения сборки механизма нижние головки шатунов выполняются разъемными (разрезными). Крышка нижней головки крепится к шатуну с помощью шатунных болтов, шпилек или конических штифтов (рис. 2).

Для обеспечения правильных переходов отверстия под шатунный вкладыш нижняя головка обрабатывается в сборе с крышкой. Поэтому крышки нижних головок шатунов не взаимозаменяемы.

Плоскость разъема нижней головки чаще всего перпендикулярна оси стержня шатуна (рис. 1). Однако в дизелях, имеющих относительно большие диаметры шатунных шеек, коленчатого вала иногда применяют косой разъем нижней головки (рис. 4).
Если же применять обычный перпендикулярный разъем, нижняя головка может не пройти сквозь цилиндр при монтаже или демонтаже

Для точной центровки крышки относительно шатуна применяют призонные болты (имеющие точно обработанный направляющий поясок), а также треугольные шлицы, буртики и фиксирующие штифты.

Шатунные вкладыши , являясь подшипниками скольжения, обеспечивают вращение шатуна относительно коленчатого вала с минимальным трением и изнашиванием.

Шатунные вкладыши работают в более тяжелых условиях, чем коренные, так как нагружены неравномерно. Они выполняются аналогично вкладышам коренных подшипников и из того же материала. Осевой зазор, которому соответствует возможное перемещение шатуна вдоль шатунной шейки, не должен превышать 0,2…0,3 мм.

Шатунные болты затягиваются с усилием; момент затяжки должен в 2…3 раза превышать момент растяжения, возникающий при работе двигателя.

Болт должен исключать напряжения, перекосы. Должна быть предусмотрена надежная фиксация, препятствующая самоотворачиванию болта.

Напряжения в болте и гайке, возникающие при затяжке, снимаются обратным поворотом гайки на небольшой угол. Болты выполняют фасонными с таким расчетом, чтобы минимальное сечение тела было меньше ослабленного внутреннего диаметра резьбы.
Радиусы перехода от головки к телу и от тела к резьбе выполняются достаточно большими.

Для предотвращения проворачивания головок болтов при затяжке гаек на их боковой поверхности выполняется лыска (срез), которая упирается в выступ нижней головки шатуна. Гайки и болты от самоотворачивания предохраняются шплинтами и стопорными шайбами с отгибаемыми краями. Гайки шатунных болтов иногда делают самоконтрящимися (обжатые по краям).

Из каких металлов изготавливают шатуны?

Для изготовления шатунов бензиновых двигателей используются углеродистые или легированные стали 45, 45Г2, 40Г, 40Х, 40ХН, 40Р, а для дизельных двигателей – высокопрочные легированные стали 18Х2Н4МА, 18Х2Н4ВА, 40ХНЗА, 40Х2МА и др.
Шатуны могут отливаться, также, из высокопрочных титановых сплавов или композитных материалов.

Чаще всего шатуны изготавливаются методом горячей штамповки с последующим механической обработкой рабочих поверхностей. Для повышения прочности шатуны подвергаются термической обработке. Для того, чтобы повысить усталостную прочность, их поверхность обрабатывают стальной дробью.

Шатунно-поршневая группа

Шатунно-поршневая группа Volkswagen Golf II

Общие сведения
Коленчатый вал и детали шатунно-поршневой группы

1 – коленчатый вал;

2 – вкладыш шатунного подшипника;

3 – болт крепления крышки шатуна;

5 – маслосъемное кольцо;

Читать еще:  Дром ваз 2110 кызыл

6 – компрессионное кольцо;

8 – стопорное кольцо;

9 – втулка головки шатуна;

11 – крышка шатуна

Снятие и разборка

Порядок выполнения
1. Снять головку блока, масляный картер и масляный насос.
2. Пометить каждый шатун и крышку номером цилиндра.
3. Повернуть коленчатый вал так, чтобы поршень первого цилиндра встал в положение НМТ.
4. Отвернуть гайки и снять крышку 11 шатуна (см. рис. Коленчатый вал и детали шатунно-поршневой группы). Вынуть из крышки 11 вкладыш 2 подшипника, отметив предварительно его положение в крышке.
5. Вынуть поршень с шатуном из цилиндра. Таким же образом вынуть остальные поршни с шатунами.
6. Вынуть вкладыши 2 подшипников из нижних головок шатунов, пометив предварительно их положение.
7. Снять стопорные кольца 8 и, нагрев поршень в горячей воде (около 60° С), с помощью оправки вытолкнуть пальцы 4.
8. Съемником поршневых колец снять кольца 5 и 6 с поршней.

Осмотр, проверка и ремонт деталей шатунно-поршневой группы

Измерение бокового зазора поршневого кольца

Опиливание концов поршневых колец

Все детали шатунно–поршневой группы после разборки очистить и промыть бензином. Осмотреть поршни. Если на них есть следы износа, глубокие царапины, следы прогара, поршни заменить. Микрометром измерить диаметр юбки поршня на расстоянии 10 мм от нижнего края юбки, перпендикулярно оси поршневого пальца. Если измеренный диаметр отличается от номинального на 0,04 мм, поршень необходимо заменить. Измерить боковой зазор между поршневыми кольцами и канавками на поршне, как показано на рис. Измерение бокового зазора поршневого кольца. Если зазор превышает 0,15 мм, заменить кольца или поршни. Измерить зазор в замке поршневого кольца. Для этого вставить кольцо в цилиндр со стороны картера и продвинуть поршнем, как оправкой, на расстояние 15 мм от основания цилиндра. Щупом измерить зазор в замке. Если зазор превышает 1,0 мм, кольцо заменить. Если зазор в замке меньше, чем 0,3 мм, для компрессионных колец и 0,25 мм – для маслосъемных, можно подпилить концы колец с помощью напильника, зажатого в тисках, как показано на рис. Опиливание концов поршневых колец.

Проверить посадку поршневого пальца в шатуне. Для этого установить шатун горизонтально и вставить палец в головку шатуна. Палец не должен выдвигаться из головки под действием собственного веса. Если палец выдвигается или выпадает, нужно заменить палец и втулку головки шатуна. Выпрессовать старую и запрессовать новую втулку в головку шатуна, после этого просверлить во втулке отверстие для подвода масла через отверстие в головке шатуна. Затем развернуть разверткой отверстие под размер нового пальца, выдержав монтажный зазор в пределах 0,004–0,01 мм. Шатун должен свободно вращаться на пальце. В противном случае продавить палец через втулку и в тех местах, где на пальце остались отпечатки, осторожно прошлифовать втулку. После этого снова проверить легкость вращения шатуна на пальце. Проверить на разметочной плите соосность отверстий верхней и нижней головок шатуна и, если необходимо, выправить шатун.

Схема измерения диаметра цилиндра

А, В – направления замеров;

1, 2, 3 – пояса замеров

Проверить зазор между поршнем и цилиндром. Если он превышает 0,12 мм, расточить и отхонинговать цилиндры под ремонтный размер. Растачивать нужно все четыре цилиндра, даже если зазор больше указанного лишь в одном. После расточки в цилиндры устанавливают поршни ремонтного размера. Зазор между поршнем и цилиндром вычисляют как разность между диаметром цилиндра и диаметром поршня. Измерение диаметра поршня описано выше в этом же парагафе. Диаметр цилиндра измеряют нутромером в шести точках, в 10 мм от нижнего края цилиндра, в 10 мм от верхнего края и посередине в двух перпендикулярных направлениях, как показано на рис. Схема измерения диаметра цилиндра. Если износ цилиндров от номинального размера превышает 0,04 мм, цилиндры нужно также расточить под ремонтный размер.

Размеры выемки в головке поршня

а = 16,1 мм;
а = 56,6 мм – двигатель с вспрыском;
а = 14,7 мм;
а = 16,6 мм;
а = 16,5 мм;
b = 55,7 мм – мод. HZ;
b = 56,6 мм – мод. MH, 2G, NU;
b = 56,6 мм – мод. HK

Метка на головке поршня и приливы на шатуне и крышке шатуна

Установка поршня в цилиндр

1 – хомут, сжимающий поршневые кольца;

2 – ручка молотка;

3 – поршень

Поршни разных моделей двигателей отличаются размерами выемки в головке поршня. Размеры выемки показаны на рис. Размеры выемки в головке поршня. Кроме того, у двигателей, выпускаемых с сентября 1985 г., уменьшены отверстия под цилиндры в прокладке головки блока. На головке поршня имеется фаска для предотвращения удара поршня о край прокладки. Перед сборкой заменить шатунные болты.

Порядок выполнения
1. Нагреть поршень 7 (см. рис. Коленчатый вал и детали шатунно-поршневой группы), опустив его на несколько минут в воду с температурой 60° С.
2. В горячий поршень вставить шатун 10 так, чтобы стрелка на головке поршня и прилив на шатуне, показанные стрелками на рис. Метка на головке поршня и приливы на шатуне и крышке шатуна, были направлены в одну сторону. Вставить палец 4 с помощью оправки.
3. Вставить на место стопорные кольца 8. Проверить легкость поворота поршня на шатуне.
4. Съемником поршневых колец установить кольца 5 и 6 на поршень. Перед установкой новых колец измерить зазор в замке каждого кольца (см. выше). На кольцах выгравировано слово «ТОР», кольца устанавливать этим словом к головке поршня. Замки поршневых колец расположить равномерно под углом 120° друг к другу.
5. Повернуть коленчатый вал в положение, при котором кривошип первого цилиндра находился бы внизу.
6. Смазать поршни и поршневые кольца моторным маслом. На шатунные болты одеть короткие отрезки резинового шланга, чтобы случайно не повредить зеркало цилиндра.
7. Надеть на поршневые кольца хомут 1 (см. рис. Установка поршня в цилиндр), сжать его, вставив шатун с поршнем в цилиндр, и легкими ударами ручкой 2 молотка задвинуть поршень в цилиндр, при этом хомут 1 должен быть прижат к блоку, иначе можно поломать поршневые кольца.
8. Поршни с шатунами нужно вставлять в цилиндры так, чтобы стрелка на головке поршня и прилив на шатуне, показанные на рис. Метка на головке поршня и приливы на шатуне и крышке шатуна, были направлены в сторону ремня привода распредвала. После того как поршень вставлен в цилиндр, его нельзя поворачивать.
9. Снять с шатунных болтов обрезки резиновых шлангов.
10. Вставить в соответствии с метками, сделанными при разборке, в нижнюю головку шатуна вкладыш 2 (см. рис. Коленчатый вал и детали шатунно-поршневой группы) так, чтобы фиксирующий выступ вкладыша вошел в выемку головки шатуна. Обильно смазать вкладыш моторным маслом. Продвинуть поршень вниз так, чтобы нижняя головка шатуна села на шейку кривошипа коленчатого вала.
11. Вставить вкладыш 2 в крышку 11 шатуна в соответствии с метками, сделанными при разборке. При этом фиксирующий выступ вкладыша должен войти в выемку крышки. Обильно смазать вкладыши моторным маслом.
12. Установить крышку шатуна на шатунные болты в соответствии с метками, нанесенными при разборке. Прилив на крышке, показанный на рис. Метка на головке поршня и приливы на шатуне и крышке шатуна, должен быть со стороны ремня привода распредвала так же, как и на шатуне.
13. Смазать маслом места прилегания гаек на крышках, завернуть гайки шатунных болтов и равномерно затянуть в два этапа:
– 1 этап – момент 30 Н·м (3,0 кгс·м);
– 2 этап – затянуть еще на четверть оборота (90°).
14. Провернуть коленчатый вал, чтобы убедиться, что он легко вращается.
15. Измерить щупом осевой зазор шатуна между нижней головкой шатуна и щекой коленчатого вала. Он должен быть в пределах 0,05–0,31 мм. Предельно допустимый зазор 0,37 мм.
16. Таким же образом установить остальные поршни с шатунами.
Читать еще:  Сколько тонн угля в камазе

Видео про «Шатунно-поршневая группа» для Volkswagen Golf II

Golf 2 ремонт ДВС видео 8, проверяем зазор колец
Ремонт двигателя Volkswagen Passat 1.8 часть 2 (Сборка)
Замена поршневых колец (replacement piston rings)

Шатунно-поршневая группа

Особенности устройства

Основные размеры шатунно-поршневой группы

Поршень – алюминиевый литой. При изготовлении строго выдерживается масса поршней. Поэтому при сборке двигателя подбирать поршни одной группы по массе не требуется. По наружному диаметру поршни разбиты на пять классов (А, В, С, D, Е) через 0,01 мм. Наружная поверхность поршня имеет сложную форму. По высоте она бочкообразная, а в поперечном сечении – овальная. Поэтому измерять диаметр поршня необходимо только в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу, на расстоянии 55 мм от днища поршня. По диаметру отверстия под поршневой палец поршни подразделяются на три класса (1, 2, 3) через 0,004 мм. Классы диаметров поршня и отверстия под поршневой палец клеймятся на днище поршня (см. Маркировка поршня и шатуна).

Маркировка поршня и шатуна: 1 – стрелка для ориентирования поршня в цилиндре; 2 – ремонтный размер; 3 – класс поршня; 4 – класс отверстия для поршневого пальца; 5 – класс шатуна по отверстию для поршневого пальца; 6 – номер цилиндра.

Поршни ремонтных размеров изготавливаются с увеличенным на 0,4 и 0,8 мм наружным диаметром. На днищах этих поршней ставится маркировка в виде треугольника или квадрата. Треугольник соответствует увеличению наружного диаметра на 0,4 мм, а квадрат – на 0,8 мм. Стрелка на днище поршня показывает, как правильно ориентировать поршень при его установке в цилиндр. Она должна быть направлена в сторону привода распределительного вала.

Поршневой палец – стальной, полый, плавающего типа, т.е. свободно вращается в бобышках поршня и втулке шатуна. Палец фиксируется в поршне двумя стальными стопорными кольцами. По наружному диаметру пальцы подразделяются на три класса через 0,004 мм. Класс маркируется краской на торце пальца: синяя метка – первый, зеленая – второй, а красная – третий класс.

Поршневые кольца – изготовлены из чугуна. Верхнее компрессионное кольцо – с хромированной бочкообразной наружной поверхностью. Нижнее компрессионное кольцо скребкового типа. Маслосъемное кольцо – с хромированными рабочими кромками и с разжимной витой пружиной (расширителем). На кольцах ремонтных размеров ставится цифровая маркировка «40» или «80», что соответствует увеличению наружного диаметра на 0,4 или 0,8 мм.

Шатун – стальной, кованый. Шатун обрабатывается вместе с крышкой и поэтому они в отдельности не взаимозаменяемы. Чтобы при сборке не перепутать крышки и шатуны, на них клеймится номер 6 (см. Маркировка поршня и шатуна) цилиндра, в который они устанавливаются. При сборке цифры на шатуне и крышке должны находиться с одной стороны

В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка. По диаметру отверстия этой втулки шатуны подразделяются на три класса через 0,004 мм (так же, как и поршни). Номер 5 класса клеймится на верхней головке шатуна. По массе верхней и нижней головок шатуны подразделяются на классы (см. Классы шатунов по массе верхней и нижней головок), маркируемые краской на стержне шатуна. На двигатель должны устанавливаться шатуны одного класса по массе. Подгонять массу шатунов можно удалением металла с бобышек на головках до минимальных размеров 16,5 и 35,5 мм (см. Места, на которых допускается удалять металл, при подгонке массы верхней и нижней головок шатуна). Места, на которых допускается удалять металл, при подгонке массы верхней и нижней головок шатуна.

Классы шатунов по массе верхней и нижней головок

КлассВерхнейНижней
519+3Абелый
525+3Вголубой
531+3Скрасный
519+3Dчерный
525+3Eфиолетовый
531+3Fзеленый
519+3Gжелтый
525+3Нкоричневый
531+3Iоранжевый

Подбор поршня к цилиндру

Расчетный минимальный зазор между поршнем и цилиндром (для новых деталей) равен 0,025–0,045 мм. Он определяется как разность минимального размера цилиндра и максимального размера поршня и обеспечивается установкой поршней того же класса, что и цилиндры. Максимально допустимый зазор (при износе деталей) – 0,15 мм. Если у двигателя, бывшего в эксплуатации, зазор превышает 0,15 мм, то необходимо заново подобрать поршни к цилиндрам, чтобы зазор был возможно ближе к расчетному. В запасные части поставляются поршни классов А, С, Е. Этих классов достаточно для подбора поршня к любому цилиндру при ремонте двигателя, так как поршни и цилиндры разбиты на классы с небольшим перекрытием размеров. Например, к цилиндрам классов В и D может подойти поршень класса С.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector