Znak-ekb.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Замена помпы ваз 2109

service-193 › Блог › Почти ретро. Замена помпы на ВАЗ-2109

Иногда к нам в руки попадают автомобили довольно архаичной конструкции. В этот раз таким автомобилем оказался ВАЗ-2109 с карбюраторным двигателем и жалобой на подтекающий антифриз. Осмотр показал, что водяной насос (ака помпа) люфтит и течет, а значит подлежит замене. Хотя в интернете полно мануалов на эту тему, мой, очевидно, будет самым лучшим 😉 Поехали.

Машину домкратим, скидываем правое переднее колесо, открываем капот. Кожух ремня ГРМ уже был скинут в процессе диагностики, поэтому его демонтаж не рассматриваем. Видно, кстати, что ремень стоит на шестерне кривовато. Видать, некоторая несоосность уже присутствует:

Нам надо снять ремень ГРМ, так как помпа приводится им. Прежде, чем снимать ремень, надо выставить по меткам распредвал и коленвал. Вот метка распредвала:

С меткой коленвала сложнее. В принципе, можно смотреть метку на маховике через окошко на коробке передач. Но в нашем случае там метка как-то явно не попадала «в такт» с меткой на распредвалу, и было решено ориентироваться по метке на шестерне коленвала. Для доступа к ней надо снять ремень генератора (на фотографии, увы, не попало, но как это сделать, тоже много где описано). После этого надо открутить болт и снять шкив с коленвала. У нас был читкод в виде пневмогайковерта, но если такового нет, то самое простое — включить пятую передачу и зажать тормоз в то время, как второй участник процесса откручивает болт. Еще один вариант — застопорить маховик через то самое окошко, о котором уже говорилось.

После снятия шкива надо убедиться, что метка на шестерне коленчатого вала совпадает с меткой на корпусе (точка на шестерне в верхней части напротив выреза):

Если метка не совпадает, можно вкрутить на место болт (не ставя шкив), и вращать коленвал за него.

После этого можно ослаблять натяжитель. Для этого надо немного (буквально оборот-два) открутить гайку, обведенную красным (ключ на 17):

Все, ремень можно отводить:

Казалось бы, вот она, помпа под роликом натяжителя, снимай ее — и вперед. Увы, все сложнее. Корпус помпы закрыт металлической пластиной сложной формы. Эта пластина препятствует снятию помпы. А для снятия пластины нужно снять шестерню распредвала. Зачем так сделано — достоверно неизвестно, но назвать это решение правильным я не могу. Итак, фиксируем чем-нибудь шестерню (надо вставить в прорези на шестерне какую-нибудь отвертку, а в идеале — специальный фиксатор шкивов), и откручиваем болт. Шестерня в нашем случае сошла с вала достаточно легко. Если сходит с трудом — можно попробовать пропустить через эти же отверстия веревку/провод и попробовать дернуть на себя — как правило, помогает облегчить демонтаж. Главное — не потерять шпонку. Вот так выглядит вал со снятой шестерней (видно, что сальник распредвала подтекает, при следующей замене ремня рекомендуется поменять):

Сама шестерня (видна выемка под шпонку):

Теперь надо открутить пластину. Она крепится на шпильке (надо открутить одну гайку рядом с распредвалом), на одном болте недалеко, и еще тремя болтами крепления помпы. Все их надо открутить, а потом попытаться вытащить пластину:

Увы, нам ее снять без затей не удалось. Пришлось откручивать одну опору двигателя:

После этого — домкратить мотор, и играть в головоломку, выворачивая пластину подходящим образом. После этого аналогичным образом надо снять помпу. Держится она на тех же трех болтах, а также на прикипевшей за годы прокладке, поэтому чтобы стронуть ее с места, понадобится вмешательство отвертки. При этом выльется около трех литров антифриза, рекомендуется подставить тазик. Вытаскивать ее не легче, чем пластину, но вот каков будет итог:

Сальник распредвала под другим ракурсом:

Старая помпа (совершенно неинформативное фото):

После этого остается:
1) Зачистить посадочное место помпы.
2) Проявить чудеса изворотливости, поставив ее и пластину на место.
3) Собрать все в обратном порядке.
4) Натянуть ремень с правильным усилием (мы с непривычки перетянули, разумеется). Критерий правильности натяга — ремень достаточно свободно прожимается пальцем на длинной ветви (прямой между распредвалом и коленвалом).
5) Собрать все окончательно, залить антифриз, завести мотор с открытой крышкой расширительного бачка, убедиться в отсутствии воздушных пробок в системе (термостат открывается, радиатор прогревается, вентилятор включается).
6) Радостно ехать по своим делам.

Такой вот экскурс в историю. А ведь еще лет пятнадцать-двадцать назад эту процедуру без всяких инструкций умел делать среднестатистический автовладелец! Такая вот смена эпохи. Лет через пятнадцать будем составлять инструкции о том, что такое автомобиль без автопилота и как управлять им вручную.

Процесс замены водяной помпы на ВАЗ 2109

На автомобилях ВАЗ 2109 применяется жидкостная система охлаждения, включающая рубашку блока, насос жидкостной (помпа), патрубки, расширительный бачок, термостат, датчик температуры и два радиатора – основной и системы обогрева салона.

Хоть данная система и выполняет серьезную функцию – поддержание оптимального температурного режима силовой установки, все элементы конструктивно достаточно просты.

Из самых часто возникающих проблем с этой системой является порыв или соскакивание патрубков и течь радиатора. Реже, но тоже бывает заклинивание термостата в одном положении, неисправность температурного датчика, и выход из строя помпы.

Признаки износа помпы

Что касается последней, то основными проблемами с помпой является подтекание рабочей жидкости из-под корпуса и сильный износ подшипника.

И если наличие подтеков сказывается только на уровне жидкости – при наличии такой неисправности придется постоянно следить за уровнем жидкости и периодически подливать. Причем со временем течь будет увеличиваться.

А вот износ подшипника может привести к более серьезным последствиям. При несильном износе, поначалу только появится увеличенный шум. Если не обратить сразу внимание, износ будет быстро увеличиваться вплоть до разрушения подшипника. При этом помпа будет подклинивать, появится сильный скрежет. Все это может привести к порыву приводного ремня и повреждению клапанов.

Читать еще:  Покраска бампера рено логан

Конструкция помпы такова, что она является неремонтируемой, и при возникновении любой неисправности с ней производится замена.

Положительным фактом в конструкции силовой установки данного авто является то, что данный элемент является внешним оборудованием, поэтому замена помпы ВАЗ-2109 — операция не особо сложная и не требует значительной разборки мотора. Практически никакие другие элементы силового агрегата, к примеру, карбюратор или генератор – не затрагиваются.

Необходимое оснащение

Для выполнения работ по замене жидкостного насоса на ВАЗ-2109 потребуется не так уж и много оснащения. Все, что нужно иметь, это:

  1. Ключи рожковые и накидные на «10» и «17»;
  2. Головки с воротками тех же размеров;
  3. Мощная плоская отвертка;
  4. Нож;
  5. Емкость для слива рабочей жидкости;
  6. Ветоши;
  7. Герметик;
  8. Домкрат;
  9. Новый жидкостный насос и прокладка под него;

Также все работы лучше проводить в гараже. Собрав необходимый инструмент и купив новую помпу, можно приступить к замене.

Процесс замены

Последовательность процесса такова:

  • ВАЗ 2109 ставиться в гараж и затягивается ручник. КПП при этом должна находиться в положении «Нейтраль». Если авто только с поездки – нужно дать остыть силовой установке.
  • Рабочую жидкость с системы нужно слить, используя сливные пробки и емкость для сбора жидкости. При этом можно оценить состояние системы – бурая и грязная жидкость будет указывать на сильную загрязненность системы и потребность в ее промывке.

Ключами на «10» откручиваются три болта крепления защитной крышки ремня привода ГРМ. Она находится с левой стороны силовой установки. После крышка извлекается, но далеко не убирается, поскольку на ней нанесены метки для установки ВМТ в 1-м цилиндре.

Снятие защитной крышки

За болт шкива коленвал проворачивается до тех пор, пока не сойдется метка, нанесенная на шестерню распредвала с выступом на задней крышке. Затем пластиковая защитная крышка устанавливается на место, но не фиксируется, и проверяется совпадение метки на шкиву с меткой на крышке. Также дополнительно можно проверить совпадение меток на маховике, для чего нужно вытянуть заглушку смотрового окошка на картере сцепления. Все метки должны совпадать, если нет — нужно проворачивать коленвал дальше – до совпадения.

Совмещение меток на распредвале

Ключом на «17» сначала ослабляется, а затем и вовсе выкручивается гайка натяжного ролика. Затем ролик снимается. Его тоже следует проверить на износ – люфта в нем не должно быть, а вращаться он должен без заеданий.

Снимается ремень с шестерни распредвала и опустить его вниз. Далее ключом на «17» откручивается болт крепления этой шестерни, при этом ее нужно застопорить при помощи мощной отвертки через технологические отверстия в шестерне.

Шестерню снимать нужно аккуратно, поскольку она стопорится на валу при помощи шпонки, при снятии важно не потерять ее.

Затем выкручиваются гайка и три болта крепления задней крышки, делается это ключом на «10». После эта крышка извлекается, обеспечивая доступ к болтам крепления помпы.

  • Болты крепления помпы тоже выкручиваются. Чтобы извлечь неисправный насос, его нужно будет поддеть отверткой.
  • Просто извлечь помпу с посадочного места не получится, поскольку расстояние между двигателем и подкрылком недостаточно. Чтобы вытянуть насос придется немного поддомкрачивать сам двигатель со стороны помпы, пока не появится возможность извлечь ее.

    Извлечение помпы

  • Посадочное место помпы перед установкой новой нужно будет тщательно очистить ножом от остатков старой прокладки и хорошо вытереть.
  • Новая помпа ставиться на место так, чтобы маркировка, нанесенная на торцевой части корпуса, находилась вверху. Затягивать болты крепления насоса нужно хорошо, но аккуратно, поскольку вкручиваются они в блок, сделанный из алюминия.
  • Сборка обратно производится в той же последовательности, что и разборка, но при этом нужно учитывать некоторые нюансы.

    Особенности при сборке

    Ставя приводной ремень нужно снова убедиться в совпадении всех меток, иначе система газораспределения и зажигания будут сбиты. После установки обратно натяжного ролика, важно соответствующе провести натяжку ремня.

    Если автомобиль после полной сборки не запускается или заводится плохо, значит, ремень на шестерне распредвала смещен на один зуб. Чтобы устранить такую неисправность придется снова снимать ремень с шестерни, немного провернуть шестерню, чтобы она сместилась относительно ремня на один зуб, а после обратно поставить ремень.

    Более наглядно операция по замене жидкостного насоса показана на видео:

    Процесс замены водяной помпы на ВАЗ 2109

    На автомобилях ВАЗ 2109 применяется жидкостная система охлаждения, включающая рубашку блока, насос жидкостной (помпа), патрубки, расширительный бачок, термостат, датчик температуры и два радиатора – основной и системы обогрева салона.

    Хоть данная система и выполняет серьезную функцию – поддержание оптимального температурного режима силовой установки, все элементы конструктивно достаточно просты.

    Из самых часто возникающих проблем с этой системой является порыв или соскакивание патрубков и течь радиатора. Реже, но тоже бывает заклинивание термостата в одном положении, неисправность температурного датчика, и выход из строя помпы.

    Признаки износа помпы

    Что касается последней, то основными проблемами с помпой является подтекание рабочей жидкости из-под корпуса и сильный износ подшипника.

    И если наличие подтеков сказывается только на уровне жидкости – при наличии такой неисправности придется постоянно следить за уровнем жидкости и периодически подливать. Причем со временем течь будет увеличиваться.

    А вот износ подшипника может привести к более серьезным последствиям. При несильном износе, поначалу только появится увеличенный шум. Если не обратить сразу внимание, износ будет быстро увеличиваться вплоть до разрушения подшипника. При этом помпа будет подклинивать, появится сильный скрежет. Все это может привести к порыву приводного ремня и повреждению клапанов.

    Читать еще:  Что нужно для покраски авто своими руками

    Конструкция помпы такова, что она является неремонтируемой, и при возникновении любой неисправности с ней производится замена.

    Положительным фактом в конструкции силовой установки данного авто является то, что данный элемент является внешним оборудованием, поэтому замена помпы ВАЗ-2109 — операция не особо сложная и не требует значительной разборки мотора. Практически никакие другие элементы силового агрегата, к примеру, карбюратор или генератор – не затрагиваются.

    Необходимое оснащение

    Для выполнения работ по замене жидкостного насоса на ВАЗ-2109 потребуется не так уж и много оснащения. Все, что нужно иметь, это:

    1. Ключи рожковые и накидные на «10» и «17»;
    2. Головки с воротками тех же размеров;
    3. Мощная плоская отвертка;
    4. Нож;
    5. Емкость для слива рабочей жидкости;
    6. Ветоши;
    7. Герметик;
    8. Домкрат;
    9. Новый жидкостный насос и прокладка под него;

    Также все работы лучше проводить в гараже. Собрав необходимый инструмент и купив новую помпу, можно приступить к замене.

    Процесс замены

    Последовательность процесса такова:

    • ВАЗ 2109 ставиться в гараж и затягивается ручник. КПП при этом должна находиться в положении «Нейтраль». Если авто только с поездки – нужно дать остыть силовой установке.
    • Рабочую жидкость с системы нужно слить, используя сливные пробки и емкость для сбора жидкости. При этом можно оценить состояние системы – бурая и грязная жидкость будет указывать на сильную загрязненность системы и потребность в ее промывке.

    Ключами на «10» откручиваются три болта крепления защитной крышки ремня привода ГРМ. Она находится с левой стороны силовой установки. После крышка извлекается, но далеко не убирается, поскольку на ней нанесены метки для установки ВМТ в 1-м цилиндре.

    Снятие защитной крышки

    За болт шкива коленвал проворачивается до тех пор, пока не сойдется метка, нанесенная на шестерню распредвала с выступом на задней крышке. Затем пластиковая защитная крышка устанавливается на место, но не фиксируется, и проверяется совпадение метки на шкиву с меткой на крышке. Также дополнительно можно проверить совпадение меток на маховике, для чего нужно вытянуть заглушку смотрового окошка на картере сцепления. Все метки должны совпадать, если нет — нужно проворачивать коленвал дальше – до совпадения.

    Совмещение меток на распредвале

    Ключом на «17» сначала ослабляется, а затем и вовсе выкручивается гайка натяжного ролика. Затем ролик снимается. Его тоже следует проверить на износ – люфта в нем не должно быть, а вращаться он должен без заеданий.

    Снимается ремень с шестерни распредвала и опустить его вниз. Далее ключом на «17» откручивается болт крепления этой шестерни, при этом ее нужно застопорить при помощи мощной отвертки через технологические отверстия в шестерне.

    Шестерню снимать нужно аккуратно, поскольку она стопорится на валу при помощи шпонки, при снятии важно не потерять ее.

    Затем выкручиваются гайка и три болта крепления задней крышки, делается это ключом на «10». После эта крышка извлекается, обеспечивая доступ к болтам крепления помпы.

  • Болты крепления помпы тоже выкручиваются. Чтобы извлечь неисправный насос, его нужно будет поддеть отверткой.
  • Просто извлечь помпу с посадочного места не получится, поскольку расстояние между двигателем и подкрылком недостаточно. Чтобы вытянуть насос придется немного поддомкрачивать сам двигатель со стороны помпы, пока не появится возможность извлечь ее.

    Извлечение помпы

  • Посадочное место помпы перед установкой новой нужно будет тщательно очистить ножом от остатков старой прокладки и хорошо вытереть.
  • Новая помпа ставиться на место так, чтобы маркировка, нанесенная на торцевой части корпуса, находилась вверху. Затягивать болты крепления насоса нужно хорошо, но аккуратно, поскольку вкручиваются они в блок, сделанный из алюминия.
  • Сборка обратно производится в той же последовательности, что и разборка, но при этом нужно учитывать некоторые нюансы.

    Особенности при сборке

    Ставя приводной ремень нужно снова убедиться в совпадении всех меток, иначе система газораспределения и зажигания будут сбиты. После установки обратно натяжного ролика, важно соответствующе провести натяжку ремня.

    Если автомобиль после полной сборки не запускается или заводится плохо, значит, ремень на шестерне распредвала смещен на один зуб. Чтобы устранить такую неисправность придется снова снимать ремень с шестерни, немного провернуть шестерню, чтобы она сместилась относительно ремня на один зуб, а после обратно поставить ремень.

    Более наглядно операция по замене жидкостного насоса показана на видео:

    Lada 2109 =чОрная=210ДЕВЯТЬ= › Logbook › |61| Сборка. Ставим на место Помпу, Ремень ГРМ и ролик.

    Всех приветствую. Не было времени для написания записи в бортовом о сборке. В общем лучше поздно чем никогда.

    Начну наверное для начала с помпы. Купил я помпу Лузаровскую. металлическую. Пластмассу решил не испытывать. НЕТ ДОВЕРИЯ К ПЛАСТМАССЕ НА ВЫСОКИХ ТЕМПЕРАТУРАХ. почему не ТЗА? Да нет доверия к ТЗА, с их двойной нумерацией. но об этом я позже расскажу. Как можно одну деталь нумеровать двумя кодами? Это не правильно. да еще и с разбросом.
    Есть помпы 2108 2109 и 21099, а так же 2113 2114 2115. ЧЕМ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ? цифрами в начале кода на шкиве? одна деталь имеет 6 кодов и плюс два кода корпуса итого можно взять 12 деталей. и они все ОДИНАКОВЫЕ. НУ КАААК? чем они отличаются? Еще у меня спросили. Помпа на инжектор или карбюратор? а ЧЕМ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ? ответ один: НИЧЕМ.

    Теперь ближе к делу. Как же помпу ставить, чтоб не мучаться и легко вытащить и поставить помпу обратно.
    Вот вам фоточки сравнения где находится помпа до всех манипуляций:

    Да действительно говоря расстояние от шкива помпы до лонжерона примерно так от сантиметра до двух.
    (Главное условие что машина не битая. видел девятку в армии у которой была раскурочена морда, по вине третьего лица и двигатель ушел в бок и расстояние было пол сантиметра от помпы до лонжерона, и заменой всех опор проблема тогда решилась до сантиметра, и смогли спокойно засунуть защитный кожух ГРМа)

    Читать еще:  Сколько стоит замена радиатора печки на бмв х5 е53

    А теперь собственно делаем следующее, берем и поднимаем двигатель. Для тех кто располагает желанием, можно переднюю опору открутить и помпа будет влетать как масляный щуп на свое место.

    Я обошелся без откручивание опоры, ибо двигатель хорошо поднялся на передней опоре и это меня удовлетворило.
    Предчувствую высказывания. ДА КАК ТЫ МОГ ПОДДОН ДОМКРАТИТЬ. ЕГО ЖЕ ПОМНЕТ.
    я отвечу: Грошь цена тому поддону который помнется. ибо поддон из фольги это откровенное Г-НО. я видел такие, и они действительно где-то продаются.

    До этого способа даже додумываться не надо. я не претендую на открытие века или что то там еще. Просто грустно читать в интернете сообщения на форумах в виде:
    Полез снимать помпу, не смог ее вытащить,
    Я вытащил помпу через силу и не могу засунуть новую.
    конструктора плохие, не знают как делать двигатели. я намучался с помпой.

    а Через время и вообще удивляют сообщения: через 1000 км помпа начала гнать ОЖ. помпа г-но, производитель такой же и брать больше их запчасти не буду. и всякие сообщения в таком духе.

    Быть может человек который мало чего понимает как устроен двигатель или вообще не знает что и как, наткнется случайно на данную запись и прочитав ее, поймет что помпу не надо силой вырывать и засовывать. что все на самом деле легче. а быть может и наткнется тот который уже отчаялся, и ищет в поисковике запросы в виде: Снял помпу а поставить не могу, не влазит помпа на ВАЗ 2108/2109/21099. че делать то?, Как ее поставить?

    А знаете что самое интересное. Это реально советуют. Мне просто понравилось решение как менять помпу.Русский народ не победим, Против лома — нет приема. А самое главное техника безопасности соблюдена на все «146%» (в ковычках естественно) а именно:
    Берем напарника, лом, и пока напарник оттягивает двигатель в сторону с помощью лома вытаскивайте помпу. если одного мало можно и три использовать. А че нет то? А ведь реально получится.

    Двигатель и коробка висит на резино-металлических опорах, на которых сам двигатель и перемещается во всех плоскостях в зависимости от нагрузок которые он испытывает. Ну или ЛОМа.

    Так же отмечу следующее: Этот способ некоторые сервисы используют.
    И к тому же при снятии коробки передач, двигатель остается на одной опоре. и двигатель там домкратят или подставляют этакий штатив под поддон.

    И собственно сразу же отмечу расположение помпы относительно лонжерона. и дальнейшая примерка.

    Дальше вся поверхность где сидит помпа чистится, немножко наждачки 600, чтоб сровнять все мелкие неровности, но без фанатизма. все в меру должно быть.
    Герметик снимается бензином или растворителем хорошо. (это для тех кто не знает, берем тряпочку мочим бензином и вытираем герметик и прокладку.)

    А вообще если прокладка или герметик не вытирается с помощью тряпки и бензина, можно залить канистру бензина в бачек ОЖ, пока из посадочного места где стоит помпа не потечет бензин. Поджечь и ждать. остатки герметика и прокладки сгорят, и поверхность будет чиста и зеркальная, как будто с завода.
    В крайнем случае если у машины много проблем, можно облить всю машину и вылечить все её болячки, от гремящей панели, до самовосстановления пиленных пружин в заводское состояние.

    Некоторые даже не чистят поверхность, а зря. помпа может встать вкривь. и это уже приводит либо к сползанию, либо к начинает жрать ремень. через небольшой пробег помпа снимается, несется в магазин и возвращается с криками она кривая, брак, фирма плохая, больше брать не буду.
    в лучшем случае ее поменяют или вернут деньги.
    В худшем пошлют вас.
    Бывает и третий, когда под расписочку помпу отправляют на экспертизу и в результате она возвращается с пометкой что все хорошо. проблем нет. и тут еще сверху могут запросить оплатить сумму экспертизы.
    (вот тут я думаю легче будет использовать предложенный выше способ по исправлению всех болячек)

    Я не знаю конечно, но я ставил помпу, накидывал металлический кожух и закручивал все на место. Видел что советуют ставить помпу на пол часа — час без кожуха, после чего открутить болты и закрутить с уже установленным кожухом. по мне так лучше сразу ставить, ибо ослабление прокладки в лучшем случае ни к чему не приведут. в худшем начнет гнать охлаждайку через некоторое время. но это мое мнение по крайней мере. если и ставить помпу без кожуха то это на 12 часов минимум, но лучше на сутки (время застывания герметика, который за час не успеет полимеризоваться.)

    Еще отмечу что некоторые пишут что надписи на помпе должны читаться сверху? какие надписи? Помпа ставится дренажным отверстием ВНИЗ! и только ТАК! Дренажное отверстие это отверстие под шкивом в миллиметра так 2 — 3. НЕ ВИНТИК как у некоторых помп бывает (у меня там вообще ничего нет. корпус идет)

    Ну дальше уже помпа установлена, накидываем новый ремень и ролик, проверяем метки, натягиваем по длинному плечу и натягиваем ремешок, но без фанатизма.
    Отмечу что ремень ГРМа и ролик лежали в купленной мною машине. то есть они достались как подарок. ремень Gates и подозрительный пластмассовый ролик AV Autotechnic (честно сказать я даже не знаю такой фирмы)

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector