Znak-ekb.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Волжский автомобильный завод история

История АВТОВАЗа: от «копейки» до Х-дизайна

20 июля 1966 года было подписано правительственное постановление «О строительстве в городе Тольятти автомобильного завода». С тех пор эта дата считается днем рождения АВТОВАЗа.

Предприятие стало одним из крупнейших производителей легковых автомобилей в Европе. За всю историю автозавода в Тольятти было собрано более 29 млн машин 50 различных серийных моделей. Каждая новая модель становилась событием не только в масштабах предприятия, но и всей страны. История АВТОВАЗа – это история отечественного автопрома.

Предлагаем вспомнить, с чего все начиналось 53 года назад, как появлялись знаковые вазовские модели, которые оказали значительное влияние на развитие автозавода и страны.

Рождение автогиганта

Советские граждане могли приобретать автомобили еще в начале 1950-х годов, но тогда выбор был невелик: самым доступным по цене легковым автомобилем являлся «Москвич», самым дорогим – «Победа». Количество выпускаемых «Москвичей» было недостаточным, чтобы покрыть спрос.

Страна нуждалась в по-настоящему «народном автомобиле». В какое-то время на эту роль претендовал даже «Запорожец». Однако многие слои населения автомобиль, относившийся к микролитражному классу, не устраивал. В итоге правительство предложило построить новый автомобильный завод, который мог бы выпускать свыше полумиллиона легковых автомобилей в год и таким образом удовлетворять автомобильный бум в стране.

Для ускорения создания такого предприятия было решено привлечь иностранных специалистов. Выбор пал на итальянский концерн FIAT, легковые автомобили которого были популярны в Европе. В частности, в 1966 году концерн представил свою новую модель FIAT 124, признанную «автомобилем года». Производство именно этой машины и предстояло освоить в СССР.

Решение о строительстве нового автомобильного завода в городе Тольятти было официально принято 20 июля 1966 года. Стройка стала грандиозной – оборудование для нового предприятия изготавливали на 844 машиностроительных заводах СССР, на 900 заводах других стран, в том числе ФРГ, Италии, Великобритании, Франции.

На такую масштабную стройку было выделено шесть лет, однако предприятие было возведено в рекордные сроки – за три с половиной года. Уже в 1970 году с конвейера ВАЗа сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули».

Первая «копейка» в копилке моделей

Первая модель была создана на платформе FIAT 124, однако можно сказать, что это был уже другой автомобиль. Собранный полностью из местных комплектующих, он имел по сравнению с прототипом более 800 доработок, которые были призваны приспособить автомобиль к местным дорогам и климату. В частности, был усилен кузов, увеличен дорожный просвет. Кроме того, ВАЗ-2101 обзавелся новым, более мощным, карбюраторным двигателем объемом 1,2 л.

ВАЗ-2101, или «копейка», как прозвали этот автомобиль в народе, не только сократил автомобильный дефицит в стране, но перевернул представление советских автолюбителей о легковых машинах. Высокий уровень комфорта, хорошая динамика, легкость управления, экономичность позволили в кратчайшие сроки первому автомобилю Волжского автомобильного завода стать по-настоящему «народным» автомобилем.

ВАЗ-2101 и его модификации выпускались до 1988 года, за это время было выпущено около 4,8 млн «копеек». Но и сегодня, спустя три десятилетия после того как с конвейера сошла последняя «копейка», многие из них в отличном состоянии бегают по дорогам страны и за рубежом. Кстати, с 1971 года автомобили ВАЗ-2101 поставлялись за рубеж. Именно тогда автомобиль получил экспортное имя LADA, в то время как на внутреннем рынке машина известна была как «Жигули» (по названию гор).

Популярная «шестерка»: четыре миллиона авто

Второй самой популярной за всю историю АВТОВАЗа моделью является «шестерка» (ВАЗ-2106). Ее серийное производство началось в 1976 году и продолжалось вплоть до 2006 года. Всего было выпущено более 4 млн «шестерок».

Базой для ВАЗ-2106 стал автомобиль FIAT 124 Speciale 1972 года. «Шестерка» имела сравнительно мощный двигатель объемом 1,6 л и мощностью 75 л. с. и развивала скорость до 152 км/час.

Это был четырехдверная пятиместная модель с четырех- или пятиступенчатой коробкой передач и кузовом типа «седан». В отделке нового автомобиля появились современные детали: пластмассовая окантовка передних фар, радиаторная решетка, подсветка номерного знака. В салонах улучшилась шумоизоляция, передние сиденья снабдили подголовниками, а кресла – рельефностью.

«Нива»: всегда готова к трудностям

В 1977 году на Волжском автозаводе вышел с конвейера первый ВАЗ-2121 «Нива». Эта модель открыла новую эру в истории полноприводных машин. На внедорожниках тех времен основной ведущей осью была задняя, а передняя подключалась при съезде на бездорожье. «Нива» в любой момент готова к преодолению трудных участков, так как на ней полный привод задействован всегда. Впервые на внедорожнике такого класса были применены «легковые» атрибуты, такие как несущий кузов, независимая передняя подвеска, передние дисковые тормоза. Также, в отличие от внедорожников того времени, «Нива» получила высокооборотный двигатель.

Читать еще:  Пежо 206 замена лампы номерного знака

Ну и, пожалуй, самый примечательный факт: ВАЗ-2121 «Нива» стал первым полностью оригинальным автомобилем, разработанным на Волжском автозаводе.

«Нива» ВАЗ-2121 является наиболее экспортируемым советским и российским автомобилем. Были времена, когда до 70% «Нив» поставлялось за рубеж. Праворульная модификация «Нивы» даже продавалась в Японии, Великобритании и других странах с левосторонним движением.

Всего с 1977 года было выпущено около 2,5 млн внедорожников ВАЗ-2121. За свой путь «Нива» прошла несколько циклов модернизации, в 2005 году сменила название на LADA 4х4. Самая современная модификация – Urban. Машина получила кондиционер, электропакет, пластиковые бамперы в цвет кузова, металлизированную окраску, литые диски колес, более комфортабельный салон. При этом сохранен постоянный полный привод и раздаточная коробка с понижающей передачей. Обновления продолжаются и в настоящее время. Например, в 2016 году на LADA 4х4 появились газонаполненные амортизаторы и необслуживаемые подшипники передних ступиц.

Новая эпоха: последние модели с советскими корнями

После распада Союза Волжский автозавод оказался в тяжелом состоянии, как и многие предприятия в стране. Но уже к середине 1990-х предприятию удалось наладить собственное производство автомобилей.

Первой моделью АВТОВАЗа в постсоветское время стала «десятка» – ВАЗ-2110. Из-за трудностей переходного периода она вышла с задержкой на три года, лишь в 1995-м. На российском рынке этот автомобиль вполне мог конкурировать с популярными иномарками того времени, такими как Daewoo Nexia, Audi 80 или даже Opel Astra. Почти сразу была выпущена так называемая «одиннадцатая» модель, а еще через несколько лет АВТОВАЗ выпустил ВАЗ-2112. В 2007 году с конвейера выходит Priora ‒ последняя модель АВТОВАЗа с советскими корнями (за исключением LADA 4×4).

В 2008 году, в период экономического кризиса, АВТОВАЗ наладил сотрудничество с компанией Renault. Это послужило стимулом для получения финансовой поддержки от российского правительства и открыло новую страницу в истории развития предприятия. В партнерстве с французским концерном были созданы новые модели LADA: Largus, Granta и Kalina второго поколения.

Новейшая история: время «икс»

Новые времена потребовали новых автомобилей. Объединившемуся с Renault и Nissan АВТОВАЗу нужна была новая платформа, способная конкурировать с европейскими и корейскими популярными моделями. Так появилась Vesta, ставшая основой новейшей истории АВТОВАЗа.

Днем рождения Vesta можно считать 10 июня 2010 года, когда была представлена идея новой платформы АВТОВАЗа, которая должна к 2020 году обеспечить смену модельного ряда. Особенность этой машины не только в конструкции. Появление LADA Vesta значительно повысило имидж марки: по статистике, сегодня каждый третий покупатель LADA Vesta пересаживается на нее с автомобиля другой марки.

Новые модели LADA Vesta и LADA XRAY, которые вышли в 2015 году, стали настоящим прорывом для марки. Используемая Х-графика – это отличительная черта современного АВТОВАЗа. Стиль разработан командой дизайнеров завода во главе с директором по дизайну Стивом Маттином. Главные акценты нового стиля LADA – это четко выраженная Х-графика, объединяющая фары, решетку радиатора и нижние воздухозаборники, подкрепленная двумя индивидуальными хромированными элементами буквы X.

После начала выпуска обеих моделей АВТОВАЗ распространяет новый стиль LADA и на другие существующие и перспективные модели. Формируется более понятный и современный модельный ряд. У каждого потребительского сегмента свои модели: семейство LADA Granta – это бюджетные автомобили, Vesta и XRAY – автомобили подороже, и две узкоспециализированные модели – LADA 4×4 и Largus.

Самой популярной LADA по итогам продаж за первую половину 2019 года стала LADA Granta – своих покупателей нашли почти 64 тыс. автомобилей этого семейства, что на 40% превышает показатели прошлого года. LADA Vesta заняла вторую строчку рейтинга: за полгода продано более 55 тыс. автомобилей.

История не раз доказывала, что выпуск даже самых удачных автомобилей приходит к концу. Когда-то конвейер остановится и для Vesta, как в свое время для популярной «копейки». Но АВТОВАЗ останавливаться не намерен – до 2026 года завод пообещал запустить в серию восемь новых моделей.

Читать еще:  Замена экрана магнитолы опель астра j

События, связанные с этим

«Вечные двигатели» и их создатели. Владимир Климов

История Волжского автомобильного завода

В 1966 году на берегах Волги началось строительство одного из Советских гигантов производства — Волжский автомобильный завод. В прошлом году завод отметил свое 45-летие, а также прекратил производство последней модели классической компоновки. Идея появления подобного завода в СССР родилась в верхах власти, инициатором стал председатель Совета министров СССР А.Н.Косыгин. Возможно, его задумка бы не воплотилась в жизнь так скоро, если бы ее не поддержал сам Брежнев. В тот период стране был необходим товар, ради которого население бы рассталось со своими накоплениями. Кроме того, планировалось продавать автомобили зарубеж, в конце 60-х гг СССР больше покупал импортных товаров за валюту, нежели продавал за нее же.

Идею строительства автозавода не предавали большой огласке, привлекали к поиску партнеров даже КГБ. Корреспондент «Известий» в Италии Колосов предложил рассмотреть как вариант концерн Фиат. Условия, предложенные итальянскими автопроизводителями оказались наиболее выгодными, а также машины этой марки стали в 1966 году автомобилями года в Европе.

Соглашение о сотрудничестве подписали летом 66 года в Москве, место для завода выбрали на берегу Волги. Близость к водной артерии решала многие проблемы завода, в том числе транспортную. Небольшой городок Тольятти стал быстро расти вместе с новым гигантом производства.

В СССР прибыли первые автомобили Фиат-124, которые тестировали и испытывали в полевых условиях. Автомобили наматывали километры по всей стране, проходили испытания жарой в Крыму и холодом в Воркуте. В итоге, после всех проведенных испытаний советские инженеры создали первый прототип Жигулей — Фиат-124R (R — Russia). Внешний вид автомобиля не претерпел серьезных изменений: эмблема, более массивные клыки бамперов, утопленные ручки дверей. Основная разница между автомобилями заключалась в начинке — двигателе.

Фиат-124 не был особой машиной в 1966 году, технические параметры были на уровне средних. От конкурентов Фиат не отличался особой компоновкой, подвеской задних колес, коробкой передач. Поскольку условия эксплуатации ВАЗа предполагались более жесткие, нежели Фиата, внутреннюю начинку автомобиля конструкторы сделали максимально суровой, надежной и неприхотливой.

К 1970-му году автомобили под маркой ВАЗ стали вполне конкурентоспособными на западноевропейском рынке. А в странах социализма «Жигули» стали заветной и труднодостижимой мечтой миллионов жителей. К примеру, в ГДР, чтобы получить возможность купить «Жигули», нужно было стоять в очереди около десяти лет.

ВАЗ вводил многие новаторские идеи в своих производствах, которые позже распространялись по всей Европе. «Жигули» были первыми автомобилями, на которых устанавливали дисковые тормоза, вакуумный усилитель тормозов, тахометр, электрические часы, подголовники передних сидений, блок-фары и многое другое.

Но развиваться дальше такими темпами ВАЗу было не под силу, и уже во втором десятилетии своего производства автомобили «Лада» выглядели сильно устаревшими. Машины не отличались большим пространством в салоне, мощностью мотора и сильными тормозами. Кроме того, очень ухудшилось качество сборки и комплектующих. Даже «Лада-2107», которую прекратили производить на Волжском автозаводе в прошлом году, до своих последних дней сохранила основные черты далеких предков.

История компании

АВТОВАЗ — История компании

20 июля 1966 года вышло Постановление правительства СССР о строительстве в городе Тольятти завода по выпуску 600 тысяч легковых автомобилей в год. Эта дата считается днем рождения Волжского автомобильного завода.

Создание предприятия-флагмана отечественного автомобилестроения тесно связано с итальянским концерном FIAT, с которым министерство автомобильной промышленности СССР подписало протокол о научно-техническом сотрудничестве.

Появление Волжского автозавода было обусловлено тем, что в то время в СССР производилось менее 150 тысяч легковых машин в год. В связи с этим ощущалась острая необходимость в комфортабельных и доступных автомобилях.

Волжский автозавод был построен в рекордно короткие сроки: в 1967 году началось строительство, а в 1970 году появилась первая продукция — автомобили ВАЗ-2101, которые положили начало широко известной и популярной сегодня марке LADA.

Развитие Общества дало толчок появлению и развитию не только целого ряда отраслей промышленности, но и других предприятий автопрома в России и за ее пределами. Постоянно проводимое Обществом обновление модельного ряда способствовало созданию компаний по производству автокомпонентов, мелкосерийных и специальных автомобилей, организации автосборочных предприятий в России и за рубежом.

Читать еще:  Замена подшибника муфты кондиционера на ниссан нот

1966 – Принято правительственное Постановление о строительстве в городе Тольятти автомобильного завода. Генеральным директором строящегося завода по производству легковых автомобилей назначен В. Н. Поляков;

1970 – Начат выпуск автомобилей ВАЗ-2101;

1977 – Собран первый автомобиль LADA 4×4 (ВАЗ-2121 «Нива»);

1984 – Начат выпуск автомобилей семейства LADA Samara. В истории LADA началась эпоха переднеприводных моделей;

1986 – Правительством СССР принято решение о создании в объединении «АВТОВАЗ» отраслевого научно-технического центра;

1993 – Образовано открытое акционерное общество «АВТОВАЗ»;

1996 – Стартовало серийное производство LADA 110;

2004 – Начато производство автомобилей нового семейства – LADA Kalina;

2007 – Выпуск нового флагмана в линейке автомобилей – LADA Priora;

2008 – Подписано соглашение о стратегическом партнерстве с компанией Renault;

2011 – Начато производства LADA Granta.

2012 – Выпущен первый автомобиль LADA, построенный на платформе Альянса Renault-Nissan – LADA Largus;

2015 – Стартовали продажи автомобиля LADA нового поколения – LADA Vesta;

2016 – Стартовали продажи компактного городского кроссовера LADA XRAY;

2017 – Расширение семейства Vesta: впервые в истории Марки налажен серийный выпуск битопливного автомобиля – LADA Vesta CNG. Стартовали продажи новых автомобилей LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross.

История Волжского автомобильного завода

В 1966 году на берегах Волги началось строительство одного из Советских гигантов производства — Волжский автомобильный завод. В прошлом году завод отметил свое 45-летие, а также прекратил производство последней модели классической компоновки. Идея появления подобного завода в СССР родилась в верхах власти, инициатором стал председатель Совета министров СССР А.Н.Косыгин. Возможно, его задумка бы не воплотилась в жизнь так скоро, если бы ее не поддержал сам Брежнев. В тот период стране был необходим товар, ради которого население бы рассталось со своими накоплениями. Кроме того, планировалось продавать автомобили зарубеж, в конце 60-х гг СССР больше покупал импортных товаров за валюту, нежели продавал за нее же.

Идею строительства автозавода не предавали большой огласке, привлекали к поиску партнеров даже КГБ. Корреспондент «Известий» в Италии Колосов предложил рассмотреть как вариант концерн Фиат. Условия, предложенные итальянскими автопроизводителями оказались наиболее выгодными, а также машины этой марки стали в 1966 году автомобилями года в Европе.

Соглашение о сотрудничестве подписали летом 66 года в Москве, место для завода выбрали на берегу Волги. Близость к водной артерии решала многие проблемы завода, в том числе транспортную. Небольшой городок Тольятти стал быстро расти вместе с новым гигантом производства.

В СССР прибыли первые автомобили Фиат-124, которые тестировали и испытывали в полевых условиях. Автомобили наматывали километры по всей стране, проходили испытания жарой в Крыму и холодом в Воркуте. В итоге, после всех проведенных испытаний советские инженеры создали первый прототип Жигулей — Фиат-124R (R — Russia). Внешний вид автомобиля не претерпел серьезных изменений: эмблема, более массивные клыки бамперов, утопленные ручки дверей. Основная разница между автомобилями заключалась в начинке — двигателе.

Фиат-124 не был особой машиной в 1966 году, технические параметры были на уровне средних. От конкурентов Фиат не отличался особой компоновкой, подвеской задних колес, коробкой передач. Поскольку условия эксплуатации ВАЗа предполагались более жесткие, нежели Фиата, внутреннюю начинку автомобиля конструкторы сделали максимально суровой, надежной и неприхотливой.

К 1970-му году автомобили под маркой ВАЗ стали вполне конкурентоспособными на западноевропейском рынке. А в странах социализма «Жигули» стали заветной и труднодостижимой мечтой миллионов жителей. К примеру, в ГДР, чтобы получить возможность купить «Жигули», нужно было стоять в очереди около десяти лет.

ВАЗ вводил многие новаторские идеи в своих производствах, которые позже распространялись по всей Европе. «Жигули» были первыми автомобилями, на которых устанавливали дисковые тормоза, вакуумный усилитель тормозов, тахометр, электрические часы, подголовники передних сидений, блок-фары и многое другое.

Но развиваться дальше такими темпами ВАЗу было не под силу, и уже во втором десятилетии своего производства автомобили «Лада» выглядели сильно устаревшими. Машины не отличались большим пространством в салоне, мощностью мотора и сильными тормозами. Кроме того, очень ухудшилось качество сборки и комплектующих. Даже «Лада-2107», которую прекратили производить на Волжском автозаводе в прошлом году, до своих последних дней сохранила основные черты далеких предков.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector